28.03.2012 | 10:19

Третьяковская галерея представляет ретроспективу работ Константина Коровина

Третьяковская галерея продолжает знакомить зрителей с живописью рубежа XIX-XX веков. Здесь при поддержке банка ВТБ открывается один из крупнейших выставочных проектов года – ретроспектива работ Константина Коровина, приуроченная к 150-летию со дня рождения мастера. Коровин воспринял и переосмыслил живописные традиции европейского искусства, заслужив славу «первого русского импрессиониста». Его творчеству свойственна необыкновенная красочность и яркость палитры. На выставке собрано 240 лучших произведений, которые отражают все многообразие деятельности художника в живописи, театре и монументальном искусстве. Рассказывают «Новости культуры».

Произведения такого размера в Третьяковской галерее выставляются впервые. Задники к двум актам «Золотого петушка». Он был поставлен в 34-м году в театре небольшого французского городка Виши. Искусствоведы считают, что Коровин не только создал эскизы, но и лично расписывал декорации, впрочем, не от хорошей жизни – у него просто не было денег на помощников.

«У них судьба, может счастливая, может печальная, потому что они были сначала использованы, потом где-то валились, потом в итоге оказались в Бахрушинском музее, слава Богу, что сохранились», – говорит реставратор по текстилю Светлана Королькова.

Картины для юбилейной выставки были не только отреставрированы, но и прошли сложную процедуру идентификации. Последнее касается полотен, предоставленных другими музеями и частными коллекционерами. Коровин – один из самых востребованных на рынке художников и по количеству подделок не уступает Айвазовскому и Левитану. Если возникало сомнение в подлинности, картину просвечивали рентгеном и ультрафиолетом. Здесь видно как накладывал мазки Коровин.

«У него такие фактурные мазки, которые, казалось бы, лежат просто на холсте, а они не отслаиваются, они держатся, они живут, – рассказывает заведующая отделом научной экспертизы ГТГ Лидия Гладкова. – И работают именно как почерк художника. И вот это на рентгенограмме все видно».

Открытием для зрителей, по словам кураторов, станут монументальные произведения Коровина. В 1894-м году по инициативе промышленника и мецената Саввы Мамонтова Коровин спроектировал и оформил выставочный павильон «Крайний север», созданный для рекламы нового железнодорожного направления.

«Был привезен олень живой, которого кормили мхом, – рассказывает куратор выставки Ольга Атрощенко. – И, помимо экзотики, Константин Коровин написал десять панно. Будни, жизнь и красоты севера. Савва Мамонтов, когда проводил железную дорогу, он оформил этими панно главный вестибюль Ярославского вокзала. Но потом, о них забыли, забыли об авторе, во время очередной реконструкции они были сложены и в 61-м году были обнаружены и переданы в собрание Третьяковской галереи».

Знакомство с Мамонтовым обогатило Коровина не только материально, но и творчески. Он оформил огромное количество оперных и балетных постановок для частного оперного театра Мамонтова. Параллельно занимаясь живописью и постоянно выставляясь. С 23-го года он уже в Париже, куда переехал по совету Луначарского и вскоре приобрел славу русского импрессиониста номер 1.

«Это мимолетный такой взгляд на быстротекущее мгновение жизни, – говорит заместитель генерального директора по научной работе ГТГ Лидия Иовлева. – Это его принцип – принцип отбора сюжета, мотива, построения композиции, а как живописец, он такой импрессионист-декоративист, и это было ново, это еще живо до сих пор, и поэтому он так востребован не только среди коллекционеров, но и среди художников».

Он не вошел – ворвался в историю русской живописи, и уже при его жизни всем было понятно, что он там не просто надолго, а навсегда.