28.03.2012 | 11:03

"Бесы" Достоевского: концертное исполнение в двух частях

27 марта – Международный день театра, а значит, в некотором роде, всеобщий праздник, если признать правоту Шекспира, который не просто объявил мир театром, а людей актерами, но еще и подметил, что каждый играет в нем не одну роль. И подарков сегодня к празднику вышло немало. Один из самых значительных и ожидаемых – это премьера в театре имени Вахтангова. «Бесы» Достоевского превращены Юрием Любимовым в концертное исполнение романа в двух частях. Рассказывают «Новости культуры».  

О том, что он непременно поставит именно «Бесов», Юрий Любимов объявил сразу, как только расстался с Таганкой. Театральная Москва почти год ждала эту постановку – не где-нибудь – в родном для Любимова театре, где более полувека назад он был ведущим актером. Три месяца луч света его знаменитого режиссерского фонарика прорезал темноту зала. И вот, наконец, – долгожданная премьера.

«Какое у него невероятное чувство правильного момента. Оно не всегда ему в последнее время служило, но вот в такие обостренные и очень важные этапы его жизни оно поднимается. Вот это слышание контекста, в котором все начинает резонировать, а могло бы не срезонировать, это, конечно, он гений», - убеждена театральный критик Алена Карась.

«Поставить спектакль, в котором есть и очень сегодняшняя острота, просто потому, что это «Бесы», к революционному такому нынешнему времени. Очень годятся, и вообще в них очень много актуальных тем, что и видно, потому люди и просто отдельные фразы встречают аплодисментами», - объясняет театральный критик Дина Годер.

Почти тридцать лет назад он уже ставил «Бесов» в Лондоне. Но в нынешнем спектакле все по-другому. Пространство и время сжаты до трех с половиной сценических часов. Любимов настаивает: это – не сценическая версия, а весь роман – со всеми линиями и интригами. Во многом пророческая книга Достоевского сегодня звучит как предупреждение о возможной катастрофе. Когда уходит вера, мир становится неуправляемым.

«Я придерживаюсь – раз взял великого классика, его знает весь мир. Я не имею морального права переделывать его. Особенно тексты», - уверен режиссер Юрий Любимов.

Работа с актерами театра не была легкой. Любимов не гнался за звездами Вахтанговского – в основном занял молодежь – среди них – Сергей Епишев, Юрий Красков, Евгения Крегжде, Мария Бердинских.

«С его требовательностью, его жаждой докопаться до смысла, до звучания текста – это очень большой опыт, это очень ценно. После Юрия Петровича, я думаю, все актеры – уже другие, другой материал. И с другими режиссерами они будут легче работать», - убежден художественный руководитель театра имени Вахтангова Римас Туминас.

Любимову удалось саккумулировать вокруг своей первой работы вне Таганки как проверенных, так и неожиданных соавторов. Пластическое отображение писателя Достоевского доверил Михаилу Лавровскому, для которого и Любимов, и Вахтанговский – все впервые.

«Мы не во всем были с ним согласны, но это настолько интересно и мощно. Я с удовольствием работал, это здорово. Помимо таланта Любимого, потрясающая труппа театра. Потрясающие артисты, владеющие пластикой», - говорит хореограф Михаил Лавровский.

Любимов превратил «Бесов» в некий концерт, где в центре композиции – рояль, за роялем – Александр Гиндин – играет музыку из «Петрушки» Стравинского, переработанную многолетним музыкальным соавтором Любимова – композитором Владимиром Мартыновым.

«Все это как бы концерт и получается, что наша жизнь – это некий концерт, на который мы ходим и наблюдаем», - отметил Владимир Мартынов.

В новом месте, в новое для себя время Юрий Любимов сумел публику удивить и заинтриговать. Впрочем, как и всегда, с тех пор, как поставил «Доброго человека из Сезуанна».

Читайте также: Любимов поставил «Бесов» в Вахтанговском

Все материалы темы о Международном дне театра>>>