08.09.2006 | 09:32

Праздничная увертюра фестиваля Шостаковича

Праздничная увертюра и Десятая симфония Дмитрия Шостаковича прозвучали на открытии масштабного фестиваля, посвященного композитору. Фестиваль открылся в Концертном зале имени Чайковского чтением приветствия президента России Владимира Путина. Такого масштабного празднования Московская филармония еще не проводила – двадцать пять концертов, последний из которых состоится в декабре, проведут самые известные российские музыканты исполнители.

Утро накануне первого концерта. Концертный зал Чайковского. Здесь репетирует тот самый оркестр, который исполнил когда-то в блокадном Ленинграде Седьмую симфонию Шостаковича. Оркестр Ленинградской, а ныне – Санкт-Петербургской филармонии, который не был в Москве 21 (!) год. Дирижеру Александру Дмитриеву осталось лишь настроить музыкантов на концерт. Напомнить об ответственности - как перед слушателями, которые пришли на первый концерт фестиваля, так и перед самим Шостаковичем и его Десятой симфонией. Ведь симфония – непростая. Просили Шостаковича писать попроще – не смог. До сих пор смысл этой симфонии каждый понимает по-своему.

Дирижер Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Александр Дмитриев поясняет: "Я боюсь открыть содержание. В общем, его никто - и сам автор в том числе - нигде не публиковывал. Единственное, можно вспомнить, что симфония написана в 1953 году, а исполнялась в октябре, уже после смерти Сталина".

Десятая - это "настоящий Шостакович". А в исполнении оркестра Санкт-Петербургской филармонии – достойное начало фестиваля. После Александра Дмитриева за пульт встанут Владимир Федосеев, Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Михаил Плетнев, Мстислав Ростропович. По размаху празднований 250-летие Моцарта ушло на второй план. Справедливость такого подхода подчеркивает министр культуры Российской Федерации Александр Соколов: "Надеюсь, что этот фестиваль окажется действительно тем масштабным фестивалем, который мы давно должны были провести. Моцарт звучит по всему миру, он звучит точно так же и у нас и за него можно не беспокоиться. А вот свое, родное у нас часто оказывается затенено модным".

Интересно, что музыка Шостаковича, написанная в ХХ веке, не уходит в небытие, а наоборот – приближается. Все большее количество слушателей, называя Шостаковича гением, считают его своим современником и ходят на концерты.

Итак, фестиваль, посвященный 100-летию Шостаковича открыт. Впереди – целая концертная жизнь, связанная с музыкой одного из самых скромных композиторов ХХ века. Но тем не менее вся музыка, написанная после Шостаковича, несет отпечаток его гения - последнего, как считают многие, музыкального гения ХХ века.

На телеканале "Культура" к 100-летию композитора будет показан цикл "Шостаковичу посвящается...". В него войдут музыкальные произведения Дмитрия Шостаковича в исполнении лучших оркестров России, фильм-опера "Катерина Измайлова", документальный фильм "Мой Шостакович" и балет "Золотой век".