08.09.2006 | 10:15

Реставрационные работы в Ораниенбауме

В Ораниенбауме проходит реставрация глобальных масштабов: восстанавливают главную архитектурную святыню - Меньшиковский дворец - уникальный пример петровского барокко. Работают сотни мастеров и археологов. И уже есть сенсации.

Дворец слишком долго ждал реставрации, и от этого ожидания едва не погиб. Теперь здесь техники столько, что порой не разглядеть самого особняка. Работы идут с размахом.
Архитекторы, строители, археологи - всего более двухсот человек - работают с утра до ночи. Уже укрепили фундаменты дворца и провели гидроизоляцию. Сейчас по кирпичику разбирают старинную террасу: она серьезно повреждена. Виной тому - предыдущие реставраторы, наглухо забетонировавшие фасад.

Николай Величко - главный архитектор государственного музея-заповедника Ораниенбаум пытается защитить коллег: "Тогда это считалось очень модным. Считалось, что на века. Но получалось, что между цементом и кирпичом попадала влага, и эту корку отрывало вместе с кирпичом".

Меншиковский дворец комплексно еще ни разу не реставрировали. Возможно, поэтому для археологов что ни день - то новое открытие. В левом крыле особняка нашли фундамент турецкой бани. Иметь такую постройку в те времена считалось великой роскошью. Впрочем, Меншиков и не мелочился. Здесь было все самое лучшее. Вот только по иронии судьбы, в доме, который граф строил 16 лет, он прожил всего три дня. После чего ораниенбаумскую резиденцию сменил на глухую деревенскую избу.

В одном из гротов археологи нашли водовод. Уже доказано: он был построен в меншиковские времена, примерно в 1715 году. Историки убеждены: по этому руслу вода текла к фонтанам, один из которых находился в центре парка, а два других - на месте нынешних клумб.

Этот дворец словно архитектурный ребус, разгадать который до сих пор никто не может. Здесь все менялось слишком часто - и владельцы, и архитекторы, оттого трудно сказать, какой же резиденция была изначально.

Археолог Алексей Лепатов не скрывает профессионального интереса: "Если тут заниматься фиксацией всех остатков, то мы первый раз представим себе, как выглядело это здание с точностью до 10 сантиметров. Где располагались своды, где были столбики".

За этим реставрационным благополучием - серьезные финансовые проблемы. Цена всех работ - 9 миллиардов рублей, цифра колоссальная. Пока музею выделили только 250 миллионов из федерального бюджета. Если так пойдет и дальше, то восстановят ансамбль по самым оптимистичным прогнозам минимум через 30 лет.