08.09.2006 | 14:15

Душа Японии в Москве

Фестиваль "Душа Японии" проходит в Москве уже в восьмой раз. И если семь лет назад, когда возникла идея проведения этого мероприятия, организаторы называли свою задумку не иначе как "рискованным шагом", то сегодня об интересе публики заботиться уже не приходится. Фестиваль достиг того уровня, когда приглашение поучаствовать в нем принимают настоящие звезды, такие, например, как Кавасэ Дзюнсуке Третий, удостоенный на родине титула "народного сокровища", и Фуками Сатоми, в совершенстве владеющая японским кото.

Наверное, нет страны, где к традициям относились бы более серьезно, чем в Японии. Одна из них такова: настраивать инструмент должен ученик. Но на открытии фестиваля мастера исключительно высокого класса всю черную работу делают сами. Настройка кото требует немало времени, и дело не только в количестве струн. Строй этого инструмента меняется во время исполнения, поэтому то место, на которое придется сместить колок, заранее отмечают красным карандашом.

Владение инструментом – тоже традиция. Кавасэ Дзюнсуке Третий – потомственный музыкант, в его роду все мужчины играли на сякухате. В городе Ямагата есть даже памятник его деду – Кавасэ Дзюнсуке Первому.

Кавасэ Дзюнсуке Третий рассказывает о сякухати: "Бамбуковая флейта пришла в Японию с буддизмом, в XVIII веке она вошла в практику буддийских монахов. Ее естественный, глубокий, улетающий в космос звук способен погрузить человека в медитативное состояние".

Неизменным остался и другой традиционный японский инструмент – сямисэн. Сегодня его, как и несколько веков назад, изготавливают вручную исключительно из природных материалов.

"Это особое дерево - коки, оно очень капризное, требует специального ухода и нуждается в постоянном протирании", - говорит Фуками Сатоми, исполнительница на кото и сямисэне. Верхняя мембрана сделана из кожи кошки, задняя – из кожи собаки, струны - из шелка".

Сделать так, чтобы зритель достиг состояния "отрешения и покоя" - основная задача этой музыки. "За один раз это вряд ли получится, ведь медитация – искусство знающих", - подчеркивают музыканты. Впрочем, время есть, фестиваль продлится до 23 декабря, и возможно, за это время москвичам удастся более тонко узнать и почувствовать философию японского искусства.