11.09.2006 | 20:56

Страдалец Мазепа открывает сезон

Сегодняшним вечером Мариинский театр представляет премьеру – знаменитую оперу Чайковского "Мазепа" в новой трактовке режиссера Юрия Александрова. Совместный проект Мариинки и Нью-Йоркского "Метрополитен-Опера" уже видели американские зрители. Постановщик убежден – в России его "Мазепу" поймут лучше. На генеральной репетиции побывали "Новости культуры".

Когда зрители нью-йоркской "Метрополитен-Оперы" аплодировали российским солистам, многие не сдерживали слез. После сентябрьской трагедии американцы острее воспринимают жестокие сцены, говорит режиссер Юрий Александров. Отзывы о постановке "Мазепы" в Америке были не однозначными. "Я еще подогрел их раздражение – сразу сказал, что не собираюсь делать оперный Макдональдс, а ставлю для русских", - признался режиссер.

Говорят, Александров мастер эпатировать публику, на этот раз не изменил себе. По мнению режиссера, только российский зритель оценит в фантастических декорациях намек одновременно и на сталинский ампир и на греческую трагедию.

Новая постановка "Мазепы" для Татьяны Павловской – она исполняет
партию Марии – уже третья. О своей героине певица говорит: "Здесь все более все открыто, рана зияющая, источающая… Если раньше Мария была такой Офелией, то сейчас – баба с каменоломни".

Красный, черный, белый и золотой – на сцене только эти цвета. Темная сторона и светлая, которые режиссер поменял местами. Мазепа не такой, каким был в советских учебниках истории, он страдалец. А Кочубей – властолюбец – не пожалел родной дочери ради своих амбиций. Александров уверен: у старой постановки найдутся свои защитники, но и он не отрицает классический вариант. "Есть же два "Лебединных озера", - говорит режиссер, - можно и два "Мазепы". Вот появится второе здание, можно ставить в одно время. Осталось найти второго Гергиева, а это сложно".

Мариинский театр сегодня начинает новый сезон. Грандиозное открытие – это первый аккорд, за которым последует целая симфония премьер фестивалей и бенефисов.