26.09.2006 | 12:04

Возвращение леди Макбет

Дмитрий Шостакович – часть истории Большого театра. Большой театр – часть судьбы и жизни Шостаковича. До самой смерти композитор оставался членом художественного совета театра. Именно оркестру Большого в 1942 году композитор доверил первое исполнение Седьмой, Ленинградской симфонии. Кроме того, этот театр – единственный в мире, в репертуаре которого все балеты композитора: "Болт", "Светлый ручей" и "Золотой век". В день 100-летия со дня рождения Шостаковича в Большом шла опера "Леди Макбет Мценского уезда". Дирижировал Геннадий Рождественский.

Опера Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" была поставлена на сцене Большого три раза. Впервые - в 1935 году: она шла, пока ее не запретил сам Сталин, которому приписывается авторство знаменитой статьи "Сумбур вместо музыки". Затем, спустя 45 лет, театр обратился ко второй редакции оперы, "Катерине Измайловой": тогда дирижировал Геннадий Рождественский. А два года назад в Большом поставили первую редакцию. В день 100-летия композитора на сцене за дирижерский пульт вновь встал маэстро Рождественский.

Мало найдется произведений, где бы не было ни одного положительного персонажа. Артисты играют с удовольствием, но симпатии герои не вызывают.

Роман Муравицкий, исполнитель партии Сергея, отзывавается о своем герое очень эмоционально: "Редкостная сволочь". Роли не выбирают, их дают, но певецу признается, что играть "мерзких людей" интереснее.

Максим Пастер, исполнитель партии Зиновия Борисовича, иронически сравнивает своего героя с Белинским: "Он - человек образованный, очечки носит...".

Татьяна Смирнова своей героине Катерине Измайловой сочувствует, как и Шостакович. Композитор убрал из сюжета одно убийство – маленького племянника, которое ни понять, ни оправдать нельзя.
"Мне бы хотелось, чтобы в конце оперы стало жалко Катерину, и все поняли из-за чего все происходит - из-за любви", - говорит певица.

Для Геннадия Рождественского это второе обращение к опере Шостаковича. 26 лет назад в Большом он дирижировал второй редакцией. Теперь – первой, которую считает абсолютным шедевром и не находит творческих причин для создания второй: "Это был продукт политической ситуации, когда нужно было, чтобы опера, наконец, появилась на родной сцене. А давать ее в первой редакции – значит дезавуировать известное историческое постановление о сумбуре вместо музыки. Поэтому и было предложено было создать новую редакцию".

Конечно, изменения, сделанные Шостаковичем, интересны: ведь сделаны они великим композитором. Но во всем мире чаще обращаются к первой версии оперы. Наконец и на родной сцене опера идет в том виде, как ее задумал автор.

Все материалы на тему>>