27.09.2006 | 10:02

Цикл "Из еврейской народной поэзии"

Сегодня в Светлановском зале Международного Дома музыки выступит Национальный филармонический оркестр России. Концертом в честь 100-летнего юбилея со дня рождения Дмитрия Шостаковича в Доме на Космодамианской набережной столицы откроется новый сезон. Рассказывают "Новости культуры".

Составляя программу его первого вечера, Владимир Спиваков - художественный руководитель национального оркестра - принял необычное решение. Помимо музыкальной поэмы Шостаковича "Казнь Степана Разина", коллектив исполнит увертюру к опере Вагнера "Тангейзер" и "Симфонию псалмов" Стравинского.

А вот в Центре оперного пения Галины Вишневской открытие пятого театрально-концертного сезона – также посвященного вековому юбилею великого композитора – прошло под звуки музыки камерного цикла Дмитрия Шостаковича. Прозвучало одно из самых известных вокальных произведений – "Из еврейской народной поэзии". В свое время Дмитрий Шостакович посвятил Галине Павловне Вишневской несколько произведений, в числе которых Блоковский цикл. В столетний юбилей композитора, знаменитая певица отдает дань уважения великому композитору именным вечером вокальных циклов. У Вишневской своя трактовка творчества великого композитора. По ее словам, "сочинения Шостаковича – это энциклопедия советского государства, по ним можно проследить всю нашу историю. Другое дело, что трагизм музыки Шостаковича привязан не только к России".

Мало кто рискнет открыть сезон такой программой. Четыре вокальных цикла Шостаковича не только тяжелы для исполнения, но и антиконцертны. Нет здесь ни пафоса, ни виртуозности, ни пассажей, ни фиоритур. А для студентов оперного центра – это просто опасный номер.

Галина Вишневская доверяет своим ученикам: "Они готовы, абсолютно готовы к исполнению этого цикла. Мы с ними очень много работали. Я уверена, что нигде в мире такой программы сегодня не исполняют".

Цикл "Из еврейской народной поэзии" Шостакович написал в 1948 году - в ответ на удар, нанесенный ему властью. Музыка Шостаковича была запрещена к исполнению в стране. Он садится и пишет то, что хочет. Он пишет самое мрачное произведение в своей жизни. Этот цикл - одно из самых сложных произведений для исполнения. И дело даже не в мелодике, хотя объективно спеть нотный текст довольно трудно. Болезнь, голод, колыбельная ребенку, отец, которого сослан в Сибирь - в этом цикле собраны, наверное, все несчастья, которые только могут свалиться на человека. Высокого трагизма нет, герои раздавлены жизнью. Все это – переживания Шостаковича о собственной музыке, которая, как он думал тогда, звучать больше не будет. Сегодня цикл "Из еврейской поэзии" - это напоминание о том, что запретить великую музыку невозможно.