28.09.2006 | 11:45

Парадные портреты венценосных особ

Накануне захоронения в Петропавловской крепости праха Императрицы Марии Федоровны и в ознаменование этого события в Государственном Эрмитаже открылась выставка работ самого знаменитого придворного живописца Европы конца XIX века Лаурица Туксена. Рассказывают "Новости культуры".

Утверждается, что императрица Мария Федоровна была любимицей Туксена. Один из выставляемых портретов изображает ее на королевском приеме в Дании. "Дагмар" - значится на роскошной деревянной раме. На другом она - на коронации сына, императора Николая Второго. Этих картин на выставке три: оригинал и два художественных эскиза. Туксен четыре раза приезжал в Россию. Императрица Мария Федоровна и дети охотно позировали, так отмечено в дневнике художника. А вот Александр Третий – всего один раз, сорок пять минут. Остальное время его заменял солдат в парадной форме. На этой же выставке представлен "Фраденборский портрет" - тридцать два монарха. Это полотно называли "Тести и тещи всей Европы", что льстило живописцу. Именно эта картина стала для ТУксена пропуском за кулисы придворной жизни. Туксен поднимал тяжелый занавес строгого придворного этикета и, например, пускал Великую княжну Ольгу Александровну играть у ног августейших родителей. Это - эскиз: оригинал картины - пять на семь метров -хранится в Копенгагене.

Кронпринц Дании Фредерик подчеркнуто торжественен: "Монументальные залы Зимнего дворца - достойное оформление для этих великолепных картин. Я надеюсь, что эта выставка послужит упрочению российско-датской дружбы".

"Фраденборский портрет безумно интересно рассматривать, - говорит директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. - И я представляю, какие будут споры: кто этот монарх, а кто - тот... Очень приятно окунуться в эту атмосферу".

На всех портретах кисти Туксена императрица - в луче света.
Старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа Александр Бабин, куратор выставки, акцентирует на этом внимание: "Это было в действительности, есть воспоминания современников, что в Успенском соборе Кремля действительно луч так упал - и вот художник решил передать его. Такое символическое получилось значение".

Туксен перевернул представление современников о парадном портрете. Его полотна фактурны и потому реалистичны: исследователи говорят, он клал мазки так энергично, что на картине оставались волоски от кисти. А посетители музеев видят: на его картинах нет августейших особ: на них - заботливые отцы, любящие матери и преданные сыновья.