30.09.2006 | 12:32

Аранжировки "убежденного вагнерианца"

В наш стремительный век даже оперы Вагнера становятся короче. Голландский музыкант Хенк де Влиегер представил в Москве свою версию "Нюрнбергских мейстерзингеров". В ее основе – самая продолжительная опера Вагнера, которая повествует о мастерах пения средневекового Нюрнберга. Убежденный вагнерианец, голландский композитор Хенк де Влиегер создал несколько компиляций и аранжировок опер немецкого гения. Та, что прозвучала минувшим вечером на сцене столичной "Новый оперы", была завершена год назад. Накануне в "Новой Опере" состоялась ее премьера. Дирижировал Эри Клас. Рассказывают "Новости культуры".

Интересно, наверное, стоять и смотреть, как все вокруг читают твою биографию. А она у голландского композитора Хенка де Влиегера обнаруживает интересные повороты. Учился Хенк в музыкальной школе по классу органа, а в консерваторию вдруг поступил как ударник. Через 5 лет неожиданно начал сочинять. Ударные не бросил: до сих пор играет в оркестре Нидерландского радио. И пишет для него сложнейшие компиляции на темы Вагнера.

Кто же такой Хенк де Влиегер? Композитором его не назовешь. Аранжировщик? Компилятор? Напоминаем: "компилятио" – от латинского "кража", "грабеж". Украсть у Вагнера целую пятичасовую оперу? Для чего? Чтобы сделать ее короче?

Хенк де Влиегер сам рассказывает о своих целях:
"Никогда у меня не было даже мысли сделать оперу короче. Я хочу познакомить публику с мелодикой Вагнера в симфоническом звучании. Это еще одна ипостась великого Вагнера. А я лишь осторожно соединяю его темы в единое целое".

XXI век – это век дайджестов. Быть может, и здесь тот же путь? Сделаем "многотонного" Вагнера полегче. Уместим пять часов в пятьдесят минут. Дирижер Эри Клас ответил на это предположение кратко и определенно: "Вагнер для лентяев? Это не тот вариант!"

Все сомнения отпадают в первые десять минут прослушивания фантазии "Мейстерзингер". Наверное, это тот самый вариант, когда талант аранжировщика несомненен так же, как и гений композитора.

Осторожность, с которой любители Вагнера отнеслись к идее музыкального пересказа оперы, вполне понятно. Недоумение от того, что симфония "Мейстерзингеры" действительно удалась – тоже можно объяснить. Отсюда и восхищение, с которым каждый оркестрант выводит свою партию, создавая существенные предпосылки для того, чтобы Вагнер в "Новой Опере" звучал еще не раз.