03.10.2006 | 19:19

Искусство монотипии в ХХ веке

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина впервые открыта выставка монотипии. Монотипия считается одной из самых доступных графических техник, но одновременно является одной из самых капризных. Она должна соединять уникальность живописи с просчитанной точностью печатной графики. Монотипия – это единственный отпечаток с рисунка, нанесенного маслом, акварелью или типографской краской на полированную поверхность. На выставке представлены 80 из трех сотен листов, хранящихся в собрании музея. Экспозиция дает возможность проследить, как развивалась монотипия на протяжении ХХ века. Рассказывают "Новости культуры".

Монотипия - искусство экспериментальное и хлопотное. И хотя эту технику открыли в Европе еще в XVII веке, последователей оказалось не так уж много. Монотипия требует от художника быстрой реакции при нанесении краски и мастерства, ведь исправить уже ничего невозможно. Елизавета Кругликова открыла для себя эту технику случайно, когда делала офорты на печатном станке в своей парижской мастерской. Художнице хотелось добиться "живого ощущения натуры". В технике монотипии у Кругликовой выполнены жанровые сценки, натюрморты, пейзажи.

Ксения Безменова, куратор выставки, говорит о процессе монотипии подробнее: "Кругликова делала монотипию на металлической доске, рисовала маслом. А потом накладывается бумага и пропускается под валом офсетного станка".

Вернувшись в Петербург в 1914-ом году, Елизавета Кругликова продолжила свои эксперименты вместе со своими учениками. В 30-е годы монотипией увлекся Александр Шевченко. В это время он путешествовал по Аджарии и Азербайджану. Здесь его поразило все: люди, уклад жизни, природа, и ему хотелось выразить свои впечатления посредством монотипии. Благодаря экспериментам художника появились акватипии.

"То есть он делал оттиск не на металле, а на воде…, - поясняет Ксения Безменова. - На воду он напускал масляную краску разную, потом прикладывал бумагу, снимал ее. Получался такой абстрактный рисунок".

Возможности монотипии до сих пор не исчерпаны. Современные художники в этой технике пытаются достичь большей выразительности фактуры и цвета. И все-таки их единицы. Это те, кто любит экспериментировать.