05.10.2006 | 10:44

Синемафония DSCH

В Лондоне в среду вечером состоялась мировая премьера проекта "Синемафония DSCH", приуроченного к 100-летию композитора Дмитрия Шостаковича.

Синемафония - это новый жанр современного искусства, в котором музыка симфонического произведения сопровождается видеоизображением. Его основоположником является петербуржец Сергей Давитая. Аббревиатура DSCH расшифровывается как "Дмитрий Шостакович" и представляет собой инициалы имени композитора на немецком языке. Также это может быть расшифровано и как музыкальное созвучие D-Es-C-H - оно, кстати, проходит лейтмотивом 8-го струнного квартета, объединившего цитаты из произведений Шостаковича.

В создании "Синемафонии DSCH" принимал участие знаменитый итальянский писатель и художник Тонино Гуэрра. Автором кинематографической биографии Шостаковича, которую британские зрители также увидели впервые, является прославленный режиссер Георгий Параджанов.

Вечером среды на сцену знаменитого Королевского Альберт-холла вышли музыканты из разных стран мира. За дирижерским пультом оркестром вдохновенно управлял сын композитора - Максим Шостакович. Изредка поглядывая на экран, он, казалось, жил в эти моменты внутри музыки своего отца, пропуская через себя каждый такт музыкального произведения. По мнению многих зрителей, именно благодаря дирижерской самоотдаче Максима Шостаковича "Синемафония" еще глубже проникает в души публики.

В первой части программы, которая называется "Автопортрет" и основана на музыке 8-го струнного квартета Шостаковича, на экране появляются фотографии и кадры о жизни композитора, рисующие основную канву его жизни и творчества. Здесь и его детство и юность, и коллеги-композиторы, и печально знаменитая разгромная статья "Сумбур вместо музыки" в сталинской "Правде", и Великая Отечественная война, и блокадный Ленинград, ставший символом стойкости и воодушевления - в том числе и благодаря Шостаковичу. В такт музыке замедляется или ускоряется "картинка", сменяют друг друга черно-белые кадры кинохроники. А девизом этой части стали собственные слова композитора, сказанные им в 1960 году о 8-м струнном квартете, который одновременно является и автобиографией, и автонекрологом: "Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое".

Вторая часть "Синемафонии DSCH" носит название "Антропография" и построена на 15-й симфонии Шостаковича. В ней сочетается трагизм и героика, связанные с Великой Отечественной войной и послевоенным возрождением. Кадры "зимней" советско-финляндской войны, парадов на Красной площади и хроники Великой Отечественной причудливым образом переплетаются с детскими рисунками, изображающими исторические битвы и сражения. Безысходность и опустошенность блокадных лет сменяется послевоенным воодушевлением, как в музыке, так и на экране.

"Синемафония DSCH" - вторая в ряду подобных проектов, представленных в Лондоне. 9 мая 2005 года, в рамках празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, в Королевском Альберт-холле состоялось мировая премьера Синемафонии 7-ой симфонии Дмитрия Шостаковича.