10.10.2006 | 12:17

Премьеры под занавес музыкального фестиваля

Последний концерт недели празднования сто сорокалетия Московской консерватории демонстрировал нынешний уровень мастерства ее штатных сотрудников – звучала программа в исполнении камерного хора и симфонического оркестра этого единственного в стране музыкального университета. Рассказывают "Новости культуры".

Текучка кадров в этом хоре – абсолютно штатная ситуация. Одни консерваторию заканчивают и покидают коллектив, другие в нее поступают и занимают их места. В этом году 12 новичков. Но что неизменно, так это большое количество концертов, программы которых совсем не ученические. Борис Тевлин любит исполнять раритеты.

Хоровые вокализы из киномузыки Шостаковича на концертах еще не звучали, а 10 поэм на стихи революционных поэтов исполняют нечасто. К хоровому жанру композитор обратился после постановления 1948 года, в котором его обвинили в формализме и антинародности.

"Шостакович взял слова революционных поэтов, которые никто не знал и не знает до сих пор, - говорит народный артист России
Борис Тевлин. - Это было обращение к демократическому песенному жанру. С другой стороны, письмо композитора – сложное, полифоническое".

Исполнение оратории Степана Дегтярева "Минин и Пожарский" претендует на статус музыкального открытия. Во-первых, это первая русская оратория, написанная в 1811 году. Во-вторых, Дегтярев - малоизвестный композитор, судьба которого - сюжет для мелодрамы.

Заслуженный артист России Анатолий Левин рассказывает, что Дегтярев был крепостным Шереметева, выступал вместе с Парашей Жемчуговой. Несмотря на то, что композитор был очень известен в свое время, ему дали вольную лишь спустя 2 года после смерти. Получила бумагу его вдова.

Степан Дегтярев был очень талантлив, и его музыка достойна того, чтобы ее знали. Оратория Дегтярева "Минин и Пожарский" звучала при жизни автора, но для нас это - новая музыка. Ее исполнение – своеобразная премьера. А без премьер, как известно, не обходится ни один солидный фестиваль.