12.10.2006 | 10:53

Художники БДТ

Событие, которого давно ждали в театральном мире. Более трех лет специалисты готовили издание уникального альбома "Художники БДТ" - он состоит из пяти глав, каждая посвящена истории оформления спектаклей в прославленном театре. Роскошно изданный альбом включает репродукции эскизов декораций и костюмов, редкие фотографии, а также биографии художников, среди которых встречаются неожиданные персонажи, например, кинорежиссер Игорь Масленников. В целом список впечатляет - с БДТ сотрудничали лучшие художники страны. Рассказывают "Новости культуры".

Эпоха начала 20-х годов прошлого века в театре связана с представителями угасающего к тому времени объединения "Мир искусства". Это Добужинские, Кустодиевы, Бенуа - прославленные отцы трудились вместе с сыновьями. Александр Бенуа не только рисовал декорации, но и ставил спектакли. Интересно, что художник знаменитых дягилевских сезонов полностью погружался в любимую историческую эпоху - XVIII век. В России - военный коммунизм, а Бенуа тщательно описывает, из каких материалов и как нужно сшить костюмы для пьесы "Царевич Алексей". Один эскиз руки Николая Бенуа вернулся в фонды БДТ недавно - его прислали из московского музея.

Глава музейных фондов БДТ имени Товстоногова Вениамин Каплан рассказывает историю почти детективную:
"Музейный штамп БДТ находится в углу и не заметен, наши московские коллеги узнали, что эскиз попал к ним нечестным путем - и вернули его нам".

Первый театр революции вполне оправдывал свое название. Здесь работали великие авангардисты - Леонид Чупятов, Юрий Анненков, Натан Альтман. В соответствии с договором художники оставляли здесь свои эскизы. Работы Кузьмы Петрова-Водкина в духе его живописных принципов - этот спектакль Борис Годунов - который так и не поставили. Здесь же, в фондах, нашли редчайший снимок художника Николая Акимова, который тоже трудился здесь как приглашенный сценограф, - и в 30-х годах, и уже после войны. Время 40-х - 50х в театре было не лучшим - как и вообще в отечественном искусстве.
Новая эпоха связана с оттепелью и именем Георгия Товстоногова. Мастер иногда и сам выступал как сценограф.

При Товстоногове в театре работали и приглашенные мастера, например, недавно ушедший из жизни Давид Боровский. Но все же наиболее значительные спектакли связаны с именем Эдуарда Кочергина. Это он придумывал пространство для эпохальных спектаклей, таких как "Тихий Дон", "Холстомер", "Амадеус". В его декорациях актерам удобно, они не мешают восприятию целого, и не нуждаются в специальных эффектах. Последняя иллюстрация в альбоме - эскизы Кочергина к спектаклю "Власть тьмы", премьера которого назначена на ноябрь.