13.10.2006 | 11:34

"Гадкие лебеди" Константина Лопушанского

"Гадкие лебеди" - одна из самых депрессивных книг братьев Стругацких. Авторы еще в середине прошлого века предвидели проблему века ХХI, которая на профессиональном слэнге психологов и педагогов называется дети "индиго". Одаренные, довольно жесткие и совершенно неуправляемые дети, которые ставят взрослых в тупик не вопросами, а тем, что имеют на все вопросы собственные ответы. Константин Лопушанский снял фильм не только о том, про что писали Стругацикие, а может быть и не столько об этом. Вчера фильм "Гадкие лебеди" вышел на широкий экран. Рассказывают "Новости культуры".

Параллелей и ассоциаций в этом фильме не просто много, - он держится на них. Бесконечный ливень отсылает к мировому потопу. Заброшенный город мокрецов – к Ноеву ковчегу. Интернат для одаренных детей – ни много, ни мало – к ученикам Христа. Однако перегруженным сюжет не кажется, скорее - наоборот. Действия как такового практически нет. Отец хочет увезти дочь из тонущего города. Лишь ожидание неминуемой катастрофы держит внимание до конца фильма. Но на вопрос: о чем кино, режиссер, пожалуй, вполне мог бы ответить: обо всем.

"Отцы - дети, интеллект - антиинтеллект, дебилизация мира и общества и ростки духовности и культуры, которые мир всегда уничтожает", - рассказывает о фильме Константин Лопушанский.

Гадкие лебеди" могут нравиться или нет, но режиссеру удалось выйти из рамок частных событий и дойти до масштаба глобальных обобщений. Пищи для ума предостаточно. Сказывается и опыт Лопушанского – ученика Тарковского, - и актуальность повести. Кажется, с мокрецами 40-летней давности нам еще только предстоит встретиться. И что особенно приятно, появляются они не только для действия.

"Один из них буквально перед финалом говорит: нам просто не хватило времени, чтобы объяснить нашу позицию. Это – одна из главных тем фильма: мы должны услышать и понять, что говорят другие", говорит Андрей Сигле, выступивший одновременно продюссером и композитором фильма.

Героям картины услышать и понять не удалось. Одаренная девочка вместо дома попадает в психушку. Удалось изменить ее жизнь, но не мироощущение. У нее остается надежда. а для картины мира, нарисованной Стругацкими и Лопупушанским, это уже немало.