16.10.2006 | 19:21

Полный композиторский произвол

Вперед и вверх - так, словами Василия Кандинского, определяли направление творческой мысли композитора Эдисона Денисова некоторые исследователи. С 25 октября по 5 ноября, спустя 10 лет после смерти композитора, в России проводится фестиваль его музыки. 4 концерта, в программе которых прозвучат сочинения Денисова, его учеников и западных коллег, пройдут в Москве, Уфе и Самаре. Рассказывают "Новости культуры".

"Полный композиторский произвол", - так советские композиторы-коллеги оценили его музыку в далеком 1966 году. Произволом музыку Денисова в России считали еще долго. Если бы просто считали, но еще и запрещали Денисову вести в консерватории свой композиторский класс. Денисов не роптал, работал. Все его уроки инструментовки превращались в неформальные уроки композиторского мастерства. Сейчас ученики Денисова посвящают своему учителю фестивальные концерты. Организатором события стал первый аспирант Эдисона Васильевича – Юрий Каспаров. Нынешний ректор консерватории тоже хорошо помнит Денисова, ведь именно ему сдавал вступительные экзамены юный Тигран Алиханов.

"Он как бы являлся проводником в нашу страну, которая в то время была достаточно закрытой, проводником всего того нового, интересного, творчески смелого, что уже, к тому времени, появилось в мире", - вспоминает ректор Московской консерватории Тигран Алиханов.

А в мире в то время проводились разнообразные музыкальные опыты, в основе которых лежали математические формулы и методы. Денисову это было близко: прежде, чем стать композитором, он окончил физико-математический факультет Томского университета. Более того, даже свое необычное имя – Эдисон – будущий композитор получил от отца, страстно влюбленного в физику. Кумиром Василия Денисова был Томас Эдисон.

Впрочем, музыкально-математические изыски могли оценить далеко не все. Музыка Денисова считалась элитарной. Но самого композитора это мало смущало. Он верил, что хорошая музыка сама найдет дорогу к слушателю. За несколько месяцев до страшной автокатастрофы, в которую он попал в Париже в 1994 году, Денисов дал интервью, так и не вышедшее в эфир.

"Никогда искусство не создается "для всех". Всегда бывает какой-то выбор любого. И чем искусство более глубокое, более сложное, тем оно, естественно, имеет более узкий круг тех людей, которые могут это принять, оценить, полюбить и так дальше", - говорил в интервью Эдисон Денисов.

Конечно, музыка Денисова – это до сих пор музыка для камерных залов и немногочисленных слушателей. Но – главное – они у этой музыки есть.

Юрий Каспаров художественный руководитель фестиваля "Пространство Эдисона Денисова"
"Это все-таки рассчитано на интеллигенцию. И в первую очередь на творческую интеллигенцию. В принципе, я не буду удивлен, если здесь будут люди, которых мы раньше просто не видели на концертах", - считает художественный руководитель фестиваля "Пространство Эдисона Денисова" Юрий Каспаров.

Те люди, которые смогут оценить музыку Эдисона Денисова, направленную только вперед и только вверх.