18.10.2006 | 10:08

"Чудеса зрительного обольщения"

Знаменательной дате - 250-летию русского театра - посвящена выставка, открывшаяся сегодня в Политехническом музее в Москве. В соответствии с профилем музея экспозиция носит сугубо технический характер, представляя старинную театральную машинерию.

Увлечение театром в конце XVIII века было всеобщим. Быть современным означало тогда быть театралом. Так было заведено, что публика стекалась в театр задолго до начала представления. Причем, партер был стоячим, пробирались туда в полумраке, и лишь после поднятия занавеса на сцене вспыхивало яркое освещение и начинались "чудеса зрительного обольщения".

По обычаю того времени, представления в театре начинались в 6 часов вечера, как правило, водевилем; затем шли опера или драма и завершал театральную программу балетный дивертисмент. Именно в балете - в ту пору самом профессиональном на русской сцене виде сценического искусства - весьма успешно применялись театральная машинерия и всевозможные спецэффекты: гремел гром, вырывались языки пламени, лились водопады.

Старинные театральные машины и механизмы, создававшие всевозможные погодные и природные явления, можно увидеть на нынешней выставке. Эти хитроумные механизмы, хранящиеся в Политехническом музее, реконструированы по образцам ХVII-XVIII веков и демонстрируются в действии. Некоторые, опасные для музейного пространства, такие как "огонь" или "фонтан", представлены на чертежах и схемах. Образ старинного театра дополняют на выставке подлинные детали обстановки артистической гримерной, сценические костюмы, портреты легендарных актеров, знаменитых писателей, художников, композиторов, меценатов.

Кроме Политехнического музея, в организации весьма любопытной экспозиции участвовали Музей-усадьба "Останкино" и Государственный музей А.С. Пушкина в Москве.