18.10.2006 | 11:27

"Святой Себастьян": из Дрездена в Москву

В музее изобразительных искусств имени Пушкина проходит очередная выставка одной картины – знаменитый "Святой Себастьян" из Дрезденской галереи. "Мученичество святого Себастьяна" - это один из самых распространенных иконографических сюжетов живописи раннего Возрождения, но именно итальянец Антонелло да Мессина, кисти которого принадлежит дрезденский "Себастьян", наиболее отчетливо соединил жертвенный героизм раннехристианского сюжета и величественную гармоничность Ренессанса. Рассказывают "Новости культуры".

В эпоху Возрождения образ Святого Себастьяна был одним из самых популярных у итальянских художников. Для них он стал героем, а не мучеником. Антонелло да Мессина сумел передать в картине преклонение перед человеческой личностью, сохранившей внутреннюю свободу. В ней соединились мгновения и вечность, реальность и сюрреализм. В этой картине много загадок: валяющаяся колонна, развязанная веревка, дерево, проросшее в небо. Художник открыл дальнюю перспективу, противопоставил два пространства: маленькое – венецианской площади с гуляющей публикой и космическое – с гигантской фигурой святого Себастьяна. Антонелло да Мессина был хорошо знаком с античным искусством и по-своему переосмысливал древние образы. Художник один из первых открыл для итальянцев секреты масляной живописи, обнаруженной им у нидерландских мастеров.

"Его колебания - между конкретностью, малыми величинами жизни и возвышенными образами. Италия и Нидерланды. В нем это сплелось каким-то фантастическим образом. Абсолютно точно, что таких художников больше нет", - утверждает директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова.

Первоначально "Святой Себастьян" был написан Антонелло да Мессина на доске и был частью триптиха. Его образ, как защитника от чумы, был заказан для церкви Сан Джулиано в Венеции. В XVIII веке Святого Себастьяна было решено перевести на холст. В таком виде картина была приобретена Дрезденской галереей в 1773 году. Уже тогда картину начали реставрировать, но по неизвестным причинам эта работу не довели до конца. Лишь после реставрация 2000-2005 года были расчищены и открыты оригинальные авторские слои, оказавшиеся под более поздними записями.

"Например, были переписаны красные плиты для мостовой. Они были сделаны серыми. Когда их убрали, они оказались такими, как прежде", - рассказал доктор искусствоведения Андреас Хеннинг.

Также под серой краской была скрыта подпись художника. Ведь до реставрации автором Святого Себастьяна считали Беллини.

"Когда обнаружили на картине этикетку с надписью. Эта новость разнеслась в течение нескольких минут по всем 12 зданиям музейного комплекса. И это была, действительно сенсация", - говорит Генеральный директор Дрезденской галереи Мартин Рот.

Выставка дает возможность увидеть не только святого Себастьяна Антонелло да Мессина, но и провести параллели с другими художниками, изображавшими его образ, или композиторами. На открытие выставки прозвучали фрагменты из 27 кантаты Баха, посвященной Святому Себастьяну.