18.10.2006 | 12:09

Антифашист, романтик и философ Савва Кулиш

Фильмография Саввы Кулиша не кажется большой: всего несколько фильмов. Почти каждый подвергался критике со стороны кинематографического начальства. "Железный занавес" о послевоенном детстве – за излишнюю исповедальность. "Взлет" о Константине Циолковском – за сюрреализм. Даже легендарный "Мертвый сезон" режиссеру пришлось отстаивать с боем – начальство всякий раз пугалось нового киноязыка, поиск которого всегда был важен для мастера. 17 октября исполнилось 70 лет со дня рождения Саввы Кулиша. В кинозале "Ролан" прошел вечер его памяти. Рассказывают "Новости культуры".

Он снимал серьезное кино, а в жизни был большим шутником. На его день рождения друзья приходят обязательно с улыбкой. Это только самые близкие, но их целый зал кинотеатра "Ролан". Потому что Савва Кулиш "жил методом дружбы", – так про него сказал поэт Леонид Завальнюк. Актеры про режиссера Кулиша не говорят "идеальный" – на съемках он тоже мог ругаться и брюзжать. Но для многих Савва Кулиш стал очень важным режиссером.

СНХ Альберт Филозов народный артист России
"он никогда не говорил что тут надо играть, какая сцена, он наводил на ощущение, долго рассказывал и когда видел по глазам что ты чувствуешь, он оставлял в покое", - вспоминает Альберт Филозов

Сын оператора Одесской киностудии, Савва Кулиш, тоже мечтал быть оператором. А стал известным режиссером. Своим учителем он называл Михаила Ромма. Они встретились на картине "Обыкновенный фашизм".

Кулиш отбирал материалы, просмотрел и записи Нюрнбергского процесса, показания свидетелей. И свой самый известный фильм "Мертвый сезон" он тоже начнет со свидетельских показаний агента под именем Рудольф Абель: "люди моей профессии привыкли больше слушать, чем говорить, но тема волнует меня и товарищей".

Савва Кулиш не любил и не читал детективов. Но его "Мертвый сезон" становится лучшим шпионским фильмом. Режиссер разрушил стереотипы. Вместо растиражированного типажа бойца невидимого фронта, - усталый советский шпион. Литовского актера Донатаса Баниониса тогда узнала вся страна.

Я не похож на советского разведчика, вы знаете, он должен быть высокий, красивый, сниеглазый, элегантный – а я не такой, какой я советский разведчик?", - говорит Банионис

Баниониса упрекали в том, что он играет судьбу, а не героя. Актера долго не утверждал худсовет. Отстоял упрямый Кулиш. Комиссия не хотела пропускать картину. Кулиш на просмотр пригласил консультантов - двух легендарных разведчиков - Рудольфа Абеля и прообраз героя – Конона Молоду.

Савва Кулиш боролся не только за свои фильмы. Он защищал каждого своего ученика – начинающих режиссеров.

"Он яростно боролся за какие то формы в кино, за право молодых режиссеров снимать по-своему, своим языком, он в этом смысле был как Дон Кихот", - говорит режиссер Карен Шахназаров

В последние годы Савва Кулиш все дальше уходил в кино документальное. Незадолго до смерти он возвращается к теме, с которой начинал – "Прости, прощай, ХХ век" - о трагедиях тоталитарного режима.

Антифашист, романтик, философ. Каждый в этот вечер вспоминал своего Савву Кулиша. И для каждого он был человеком, который верил – в то, что его фильмы могут сделать этот мир лучше.