18.10.2006 | 13:43

Художники, не вписавшиеся в рамки эпохи

Избранные работы художников–шестидесятников, графику и живопись для уникального арт-проекта предоставили московские частные коллекции. Рассказывают "Новости культуры".

Большинство этих полотен никогда не выставлялось. Работы диссидентов 60-х и картины их современников. Условно здесь их называют другие шестидесятники, художники–метафизики, далекие от политической борьбы. Борцов за свободу и метафизиков объединяет одно: эти мастера не вписывались в рамки, заданные эпохой.

"Они не борются с обществом как нонконформисты, не противостоят ему, они борются, скорее, со временем", - рассказывает куратор выставки Вера Родина.

Их творчество сегодня овеяно мифами. Нонконформиста Анатолия Зверева Пабло Пикассо называл лучшим русским рисовальщиком. Гений–бродяга, который взмахом руки создавал шедевр. Сегодня ему подражают, его работы подделывают. Владимир Яковлев - полуслепой художник, который писал почти на ощупь. Его цветок символизирует мастера и его одиночество.

"Это поиск собственной философии, поиск собственного "я" и своего взгляда на мир, - то, что не имело право на существование. Практически все они стали изгоями только из-за того, что они не были согласны с официальной версией мироустройства", - говорит директор выставки Наталья Сергиевская.

Еще один представитель шестидесятников – Борис Штейнберг. Свои картины называл металлическими. Вместо красок использовал перфорированную ленту, спицы от зонтика, часовой механизм, колокольчики. Творчество нонконформистов сегодня в моде, а вот о метафизиках почти забыли. Хотя, в отличии от самоучек нонконформистов, большинство метафизиков были профессионалами.