19.10.2006 | 13:43

Русский офорт

Гравюры – давнее увлечение коллекционеров-профессионалов, художников и искусствоведов. При этом широкому зрителю редко выпадает возможность оценить достоинства этого "малого" жанра изобразительного искусства. Восстановить справедливость решили сотрудники Новосибирского художественного музея. Выставка "Русский офорт" представляет печатную графику XVIII–ХХ веков из одного частного собрания. Рассказывают "Новости культуры".

Евгений и Марина Назимко называют себя не коллекционерами, а "собирателями". Коллекция – это каталоги, аукционы, вернисажи. А их собрание формировалось периодически, большей частью случайно: что-то приносили друзья-художники, что-то дарили случайные знакомые. Супруги Назимко преподают графику в Архитектурно-художественной академии Новосибирска, поэтому в их собрании так много офортов бывших и нынешних студентов. Организаторы выставки намеренно сделали упор на еще неизвестные имена, на работы, которых не увидишь на обычных выставках.

"Я думаю, что, может быть, лет через несколько, то, что представлено сегодня на выставке, тоже станет классикой. Вполне возможно", - считает Марина Назимко.

Но пристальным интересом к творчеству современников искусствоведческий интерес любителей офорта не ограничивается. В их собраниях представлены и уникальные экземпляры. Портрет Петра I работы Евграфа Чемезова был заказан Екатериной II для "Истории Петра Великого" Вольтера. Философ труд не написал, и доска, с которой сделан оттиск, не вернулась. Назимко удалось достать оригинал, аналогов которому в России нет.

Среди таких классических офортов конца XVIII – начала XIX веков, как "Вид сада в Павловске" Андрея Ухтомского или "Вид дворца Мон-Плезир" Степана Галактионова скромно притаилась работа Ивана Шишкина "На Каме, близ Елабуги". Про каждый из своих экспонатов Евгений Назимко может рассказывать часами: как чудом удалось сделать оттиски с практических уничтоженных печатных досок, как посчастливилось отыскать первую карту Байкала, выполненную в XVIII веке неизвестным гравером.

По мнению Евгения Назимко, эти сокровища живут, только если их видит публика. "Эта выставка будет примером. Очень хочется надеяться, что и остальные художники последуют этому примеру", - говорит он.

Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск. Вчерашние студенты и признанные мастера, от века XVIII до современности. Для экспозиции в Художественном Музее супруги Назимко представили только часть своего собрания графики. А значит проект "Русский офорт" будет иметь продолжение.