30.03.2012 | 17:22

Антон Адасинский: "Арлекин - это то, что я делаю в театре уже много лет"

В рамках конкурсной программы фестиваля «Золотая маска» был показан спектакль «Арлекин» театра «DEREVO» (Санкт-Петербург – Дрезден) – претендент на премию в номинации «Конкурс "Эксперимент"». Концепция: Антон Адасинский и «DEREVO», в заглавных ролях Aнтон Адасинский и Елена Яровая.

Когда-то в перестроечные времена актер театра пантомимы Вячеслава Полунина «Лицедеи» Анатолий Адасинский организовал физический театр «Дерево», в котором стал актером и режиссером. Вскоре, после нашумевших перформансов и выступлений на улицах и подмостках родного Ленинграда, он понял, что ему в бывшей стране Советов стало тесно. Адасинский отправился в европейское турне – в Прагу, затем в Амстердам, Флоренцию, а с 1997 года обосновался в Дрездене. Так, к его «Дереву» прибавилась в названии и вторая часть на латинице – «DEREVO». Потом, уже успешный и известный на Западе, Адасинский вернулся в Санкт-Петербург. Он снял в качестве режиссера и сценариста совместно с художником театра «АХЕ» Вадимом Гололобовым черно-белый сюрреалистический фильм «Юг. Граница». Это был первый опыт Адасинского в кинематографе, воспринятый критиками и питерским андеграундом «на ура».
В настоящее время режиссер работает и в кино, и в театре. Помимо проектов «Дерева», Антон Адасинский выступает в роли Дроссельмейера в балете «Щелкунчик» Мариинского театра, вместе с Вячеславом Полуниным в 2007 году он организовал фестиваль «Вертикаль» в Петропавловской крепости.

Его «Арлекин» появился пару лет назад и уже успел стать и культовым, и раритетным. История Арлекина из комедии дель арте, переосмысленная актерами «Дерева», заставляет зрителей погрузиться в некий транс и задуматься о вечном и былом, о любви и ненависти, о бренности существования. Незамысловатый сюжет: владелец нищего бродячего марионеточного балаганчика Луи-Барабас старается понравиться публике; его актеры-куклы – Арлекин и Голодная Пьеретта – давно живут своей самостоятельной жизнью. Однако, удалившись за тряпичные кулисы, весельчак Барабас превращается в смертельно уставшего человека, а деревянные куклы оказываются не только способными на любовь, но и на самопожертвование. Арлекин отдает свое сердце Пьеретте, но сам погибает. Конечно, он воскреснет – сердечную рану можно зашить у куклы, Арлекин даже станет человеком, но веселая маска больше не может любить, сердце уже отдано. И в образе грустного шарманщика с маленькой обезьянкой он предстанет перед зрителями и Всевышним. Зрители же окажутся внутри его шарманки и погрузятся в медитацию.

Пожалуй, именно это стихотворение Георгия Иванова из цикла «Посмертный дневник» будет наиболее точной иллюстрацией происходящему на сцене:

Из спальни уносят лампу,
Но через пять минут
На тоненькой ножке
Лампа снова тут.

Как луна из тумана,
Так легка и бела,
И маленькая обезьяна
Спускается с потолка.

Серая обезьянка,
Мордочка с кулачок,
На спине шарманка,
На голове колпачок.

Садится и медленно крутит ручку
Старой, скрипучей шарманки своей,
И непонятная песня
Баюкает спящих детей…

Балетный обозреватель, театральный критик Екатерина Васенина: «Антон Адасинский уже много лет, как и всякий художник, двигает одну и туже – свою – тему. Это тема влюбленного художника, который в итоге делает спектакль жизни. Чаще это драма, редко мелодрама. Так было и в безумном и прекрасном фильме "Юг. Граница". Там был золотой состав "DEREVO", так было и во всех спектаклях театра.
Но в последнее время, после ухода из театра ведущей актрисы Татьяны Хабаровой, наблюдалась некая растерянность в труппе, в постановках. Теперь "Арлекин" стал показателем, что мир "Дерева" вновь наполнен и осмыслен. Их отношение к этой извечной теме влюбленного художника вновь полно силы, свежих отношений. Актеры искренне, без усталости их прожили.
Нельзя также не упомянуть и о фильме Сокурова "Фауст", в котором Антон Адасинский успешно играет главную роль - Мефистофеля. Поэтому сегодня на "Золотой маске" можно отметить, что Адасинский уверенно выбирается из энергетической ямы, в которой находился последние несколько лет».

«На таможне я написал в графе профессия: "Арлекин". Полицейский спросил, что это значит. Я ответил – это то, что я делаю в театре уже много лет», – говорит о себе Антон Адасинский.

Все материалы темы «Национальный театральный фестиваль "Золотая маска" - 2012»>>>