20.10.2006 | 20:16

"Чайка" снова в Малом театре

"Чайка" для русского театра не просто пьеса. Это всегда либо театральный манифест молодых сил, либо итог долгого пути и раздумий о "разных формах" искусства и жизни. В 1996 году в Александринском театре праздновали 100-летие со дня провала "Чайки" на петербургской сцене. В это же время за постановку пьесы в Малом театре взялся Владимир Драгунов.

По замыслу режиссера "Чайка" должна была получиться "простой и натуральной", а в итоге - вызвала много споров. Возможно, сказался бытующий уже более ста лет миф о несовместимости Чехова и Малого театра. Рассказывают "Новости культуры".

Критика приняла этот спектакль неоднозначно. Одни видели в нем верность традициям Малого театра. Другие называли постановку скучной и несоответствующей чеховскому духу.

"Чеховеды очень поддержали этот спектакль. Они почувствовали: вот оно. Вот - аромат. Вот - настроение. Вот - атмосфера. И в то же время, все это – живые люди", - рассказывает театральный критик Наталья Старосельская.

Главные герои чеховской пьесы — люди театра и литературы. Две центральные фигуры, издавна главенствовавшие в Малом театре — актер и драматург, так что "предмет разговора" артистам оказался близок. Прибавить к этому реалии времени, когда создавался спектакль, и отсутствие жесткой концепции постановки кажется настолько же естественным, насколько и революционным для Малого театра.

И это несмотря на то, что режиссер – Владимир Драгунов и руководитель постановки – Юрий Соломин решили не прибегать к пресловутым "новым формам". Упор в спектакле делается на актерскую игру и, порой, неожиданную интерпретацию образов. Так, Медведенко Богина не просто нелепый и жалкий недотепа, а загнанный жизнью в угол интеллигент, тонкий и деликатный. Скромный, выдержанный доктор Дорн Михайлова – утешитель и миротворец. Сорин Виктора Коршунова - не только "человек, который хотел", он ясно понимает, что у него "пропала жизнь".

"Они все чего-то хотели. Они все чего-то добились, что-то получили. Но не то, чего им так хотелось. И это – очень чеховская мысль", – продолжает Старосельская.

"Эта "Чайка", этот полет в душе, потребность. Это дает крылья – вот об этом спектакль. И это очень дорого, очень важно в себе это находить и стараться изо всех сил сохранить", – говорит актер Александр Коршунов.

Сейчас в афише Малого театра - 4 чеховские постановки. Возможно, скоро вернется "Дядя Ваня". "Чайка", с успехом идущая на этой сцене 11-й сезон, подтверждает: интерес зрителей к Чехову в Малом театре не угасает.