24.10.2006 | 20:06

От символизма до авангарда

Графика и скульптура как предмет коллекционирования – явление довольно редкое. Поэтому выставка произведений из собрания Сергея Кривошеева и Марии Салиной, открывшаяся сегодня в Музее личных коллекций, несомненно, отмечена знаком качества. Ее название - "От символизма к авангарду", – а это значит, что случайных имен здесь не встретишь. Рассказывают "Новости культуры".

Коллекционеры Сергей Кривошеев и Мария Салина не скрывают особого отношения к подготовительным рисункам и незаконченным графическим листам, к скульптурам из терракоты, дерева или гипса, – к тем произведениям, на поверхности которых остаются отпечатки пальцев творца. Но на этой выставке зритель встретится, в первую очередь, с графикой – пластическим искусством, впускающим знатока и ценителя в творческую лабораторию художника, в его душевный мир.

"Это очень хрупкий и очень редкий материал для частной коллекции. Особенно для тех коллекций, которые формировались в последнее время. Здесь есть замечательные произведения Петра Уткина, Василия Денисова, есть и замечательные блоки, принадлежащие крупнейшим мастерам уже авангардного движения, Наталье Гончаровой и Казимиру Малевичу", – рассказывает куратор выставки Наталья Автономова.

Кстати, представленные работы "отца русского авангарда" – это самое богатое в России частное собрание рисунков Казимира Малевича.
Коллекции супругов Кривошеева и Салиной по меркам профессионалов не так много лет: первые графические листы и желание начать собирать этот период русской графики и скульптуры пришли к ним в середине 1990-х. Вместе с появлением рисунков и акварелей возникла и потребность в знании.

"Знания не рождаются, знания приходят. Конечно, эти знания по крупицам собирались и каким-то сознательным образом откладывались. Знания набираются и по сей день. Я считаю, что коллекционирование и собирательство – это вся наша долгая-долгая жизнь", – говорит Сергей Кривошеев.

Произведения на выставке позволяют судить о многих характерных чертах развития русского искусства первой трети ХХ века и дают богатую пищу для размышления о творческих исканиях эпохи.
Сотрудничество этих собирателей с Музеем изобразительных искусств только начинается. Следующей экспозицией, для которой коллекционеры предоставят работы, станет выставка, посвященная так называемой "парижской школе". Ее началом станут 4 графических листа романтического и элитарного Жюля Паскина, которые коллекционеры преподнесли в дар Пушкинскому музею.