26.10.2006 | 12:14

Вишневская остановила время

"Вишневская, Виват!" – так назывался концерт, посвященный 80-летию выдающейся певицы. На сцене концертного зала имени Чайковского выступали Сейджи Озава, Бадри Майсурадзе, Николай Цискаридзе, Максим Венгеров и многие другие. Перед режиссером концерта Дмитрием Бертманом Галина Вишневская поставила главную задачу: все должно быть классически. Единственное, что, все же, отличало этот концерт, – это царская ложа и трон на сцене, и вишня на столике Вишневской. Рассказывают "Новости культуры".

"Галина Вишневская смогла сделать то, чего еще никому не удавалось. Она остановила время", – так режиссер гала-концерта Дмитрий Бертман откомментировал возраст Галины Павловны, который она, кстати, никогда не скрывала. "Конечно, зачем скрывать? Его в энциклопедии можно увидеть. А если скрывать, прибавят еще лет пять, как минимум", – улыбается оперная прима.

Впрочем, прибавить Вишневской несколько лет, пожалуй, мало кто решился бы. Некоторые говорят, что Галина Вишневская слишком резкая. Те, кто знает ее лучше, уверяют, что она просто честная. Галина Павловна никогда не скрывала своих мнений, как и своего возраста. Правда, в ответ на вопрос, который журналисты чаще всего задавали Вишневской: "В чем секрет Вашей красоты?", она ничего не отвечала. Просто потому, что за красотой Вишневская никогда не следила. Только за голосом. Теперь еще и за драматургией концерта, за которую, на этот раз, отвечал Бертман. Все должно было быть строго и академично. "Не слишком?", – спрашивает Галина Павловна, а он, шутя, отвечает: "Я дам вам шанс автомат Калашникова использовать по назначению".

Перед выходом на сцену Вишневская волновалась. Ведь многие никогда не слышали ее: из страны она, не без помощи властей, уехала в 1974 году. Когда в партер, переоборудованный ради этого дня в оркестровую яму, вышел Сейджи Озава, Вишневская вспоминала, как выступала с ним в Бостоне и Нью-Йорке – она тогда пела Татьяну в "Онегине". "Она была великолепна. Кто была она? Великая певица из великой страны. А кто был я? Мало кому известный дирижер из страны без музыкальных традиций. Поэтому она смотрела на меня немного сверху вниз", – вспоминает Озава.

Кто-то вспоминал роман Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. "Это был красивый, бурный роман. Оба – люди с неугомонным темпераментом", – рассказывает музыкант квартета имени Бородина Валентин Берлинский. Оценить темперамент и иные качества Галины Вишневской могли многие из тех, кто выступал в этот вечер на сцене, и те, кто сидел в зале. Ведь поработать с Вишневской можно и в ее Центре оперного пения, и в кино, где она совсем недавно сыграла драматическую роль.

"Я, как и все, ею восхищен, но последний восторг – это рассказ Сокурова, как он снимал ее в Чечне", – признался директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. "Абсолютно работоспособная. Идеально умеет слушать режиссера, внимательная. В любой момент готова войти в кадр и работать с первого дубля", – восхищается режиссер Александр Сокуров.

"Она умеет всех заставить работать вокруг себя, и, прежде всего, саму себя. Высочайшая требовательность", – отзывается о Галине Павловне директор Пушкинского музея Ирина Антонова. "Она находится в конфликте со статикой, и вся ее жизнь указывает это", – говорит Дмитрий Бертман. Единственное, что, все же, в жизни Галины Вишневской остановилось, – это время. Цифры, несмотря на все статьи энциклопедий, кажутся абсолютной неправдой.

Читайте также:
"Царский подарок" для Галины Вишневской;

Вишневская, Виват!;

Галина Вишневская. Привилегии любви