26.10.2006 | 13:23

Русский авангард в Генуе и Москве

В один день и час в двух городах Европы – Генуе и Москве – открылись выставки, посвященные русскому авангарду первой половины ХХ века, "Россия и СССР. Искусство, литература, театр". Отличает их только масштаб. Участниками выставки во Дворце Дожей стали крупнейшие музеи нашей страны. Тем не менее, камерная экспозиция в Российской государственной библиотеке вполне дает представление о солидной итальянской. Рассказывают "Новости культуры".

Интерес к русскому искусству начала ХХ века на Западе всегда был повышенным. То, что происходило в художественной среде Европы в то время, очень напоминало то, что происходило и в России. Однако в Москве и Петербурге события были более яркими, интенсивными. Кстати, многие из необычных идей, рожденных, но не получивших продолжения в нашей стране, впоследствии были доработаны на Западе.

"Этот период нашего искусства очень интересен для наших западных коллег. Наверное, потому, что это была, с политической точки зрения, эпоха революций в России в начале ХХ века, время очень резкой смены мировоззрений. Подъем в стране повлек за собой и очень сильные изменения в искусстве", – объясняет директор по научной и издательской деятельности Российской государственной библиотеки Екатерина Никонорова.

Итальянские специалисты для выставки в Генуе отбирали, в основном, хрестоматийные вещи, опираясь на известные имена авангардистов, футуристов, конструктивистов, но в нескольких случаях их выбор был неожиданным. "Речь идет о произведении Осипа Мандельштама. Стихотворение называется "Примус" в иллюстрации Добужинского. Я просто думаю, что вряд ли так хорошо известно и это произведение, и именно это издание. Оно было отобрано итальянской стороной, хотя в большей степени их интересовали авангардисты", – говорит сотрудник отдела редких книг РГБ Ирина Руденко.

Во дворец Дожей из Российской государственной библиотеки отправили 71 экспонат. На выставке в Центре восточной культуры РГБ представлены всего 30. Среди них даже те, которые поехали в Италию. Дело в том, что первые самодельные книги русские футуристы создавали в нескольких экземплярах, поэтому сборник "Садок судей" или "Писанку футуриста Сергея Подгаевского" можно увидеть и в Генуе, и в Москве; а плакаты, гравюры открытки, и уж тем более обертки для карамели, созданные Маяковским во время гражданской войны, вообще имели довольно внушительные тиражи. Несмотря на то, что их сохранилось не так много, для нескольких выставок в разных местах одновременно их вполне хватило бы.

Таким образом, составить некоторое представление о стенде Российской государственной библиотеки на генуэзской выставке вполне можно и в Москве. За полным же впечатлением надо ехать в Италию.