02.04.2012 | 09:51

На фестивале "Золотая маска" показали финальную часть триптиха Кристиана Люпы

«Легендарные спектакли и имена ХХ века» - эта специальная программа фестиваля «Золотая маска» на особом счету у знатоков. Она дает редкую возможность увидеть работы мирового уровня. Программа продолжает прошлогодний проект «Польский театр в Москве» и представляет спектакль одного из самых уважаемых польских режиссеров Кристиана Люпы - «Персона. Тело Симоны». Это финальная часть экспериментального триптиха. Первые две посвящены исследованию личностей Энди Уорхолла и Мэрилин Монро. Третья – о француженке, философе Симоне Вайль. Рассказывают «Новости культуры».

На этот спектакль Кристиан Люпа разрешил продать всего 130 билетов. И дело не в камерности атмосферы, а в том, чтобы зритель видел каждую крошку из скудного пайка, на который добровольно обрекла себя интеллектуалка и философ Симона Вайль. Бежав из занятой немцами Франции в Лондон, она, из солидарности, решила есть ровно столько, сколько давали узникам концлагерей. И умерла от истощения в 34 года. В Европе Вайль давно – легенда и символ для всех, кто борется за свободу.

«Героини двух частей моего триптиха – Мэрилин и Симона – обе не хотели существовать в рамках себя, стремились выйти за них, посвятить себя какой-то идее, – рассказывает Кристиан Люпа. – После мистического религиозного переворота, который произошел с Симоной, она захотела отдать себя идее добра и Бога. Исследование таких душ интересовало меня».

История Симоны Вайль неожиданно оказалась самой скандальной частью трилогии Люпы. Актриса, игравшая главную роль, возмущенно покинула спектакль, упрекая режиссера в нарушении рамок дозволенного в ходе театрального эксперимента. Пришлось срочно искать замену.

«Мне было проще, потому что я – ученица Люпы, – говорит актриса Майя Осташевская. – Когда он предложил мне спасать положение, я сразу знала, что возьмусь. Он очень особенный режиссер, не каждый актер может с ним работать».

В спектакле «Тело Симоны» сама Симона отсутствует. Есть молодой режиссер, мечтающий поставить спектакль о ней. Актриса – полная противоположность своей героини – постепенно проникается происходящим. И тогда тихая еврейская девочка является к ней и рассказывает свою историю. Прежде чем приступить к работе, актеры вместе с Кристианом Люпой изучили множество документов. Но дальше – все сплошь актерские импровизации – мысли и ощущения, которые могли проживать их персонажи. Дальше Люпа зафиксировал эти переживания. Конечно, такой подход требует особых актерских свойств.

Особого подхода спектакль Кристиана Люпы потребует и от зрителя. Четырех часовое психологическое путешествие по закоулкам души Симоны Вайль – по-польски, с русскими субтитрами. Актеры шутят – когда публика за рубежом аплодирует, мы аплодируем ей в ответ.

Все материалы темы «Национальный театральный фестиваль "Золотая маска" - 2012»>>>