27.10.2006 | 11:55

Международная ярмарка современного искусства в Париже

В Париже начала работать Международная ярмарка современного искусства "FIAC", давний соперник столь же знаменитой британской "Frieze". Считается, что если "Frieze" упирает на шик и провокацию, то гвоздем "FIAC" всегда были открытия. Ярмарка работает в самом центре французской столицы, в двух всемирно знаменитых музеях, сберегающих то, что создавалось веками и не подлежит продаже. Рассказывают "Новости культуры".

Тридцать три года существует FIAC, но впервые эта ярмарка заняла такую престижную площадку, как Гранд Пале. 98 галерей из 21 страны представляют здесь своих мэтров современного искусства. Совсем молодые и неизвестные художники расположились в Лувре.

Все страны, имеющие в своем культурном арсенале актуальное искусство, целый год готовятся к этому событию. 2006 год стал особенным. Из-за перенесения FIAC в Гранд Пале и Лувр количество участвующих галерей сократилось на сто пунктов. Из тысячи двухсот заявок приняты всего 160 галерей. Из них три российские, правда, чтобы увидеть их стенды, надо преодолеть расстояние между Гранд Пале и Лувром.

В Лувре господствуют молодые галереи. Для того, чтобы участвовать в конкурсе, надо "играть на этом поле" не менее двух лет. Если говорить об эмоциональном ракурсе всей выставки, то его можно определить, как "арт–веселье". В художественной ценности, при этом, нередко можно усомниться. Французам есть с чем сравнивать образцы современного искусства. Стоит только подняться вверх на несколько этажей Лувра, и взору предстают полотна величайших живописцев всех времен. FIAC не пустили даже в здание. Ярмарка расположилась в квадратном дворе старого Лувра.

Как ни странно, в список молодых галерей попали и три российские. "Золотые зубы среди молочных зубов", как говорят сами галеристы. "Участие во FIAC – вещь принципиальная. Таким образом мы знакомим мир с русским контемпорари арт", – утверждают они. С каждым годом количество людей, понимающих, кто такой Олег Кулик, Дубосарский – Виноградов, Валерий Кошляков, становится все больше. Во многом, благодаря деятельности ведущих галерей. 2006 год триумфален для галерей Марата Гельмана, "XL" и "Айдан".

"Вы должны проводить 8 – 10 выставок в год, вы должны иметь свой пул художников, с которыми вы работаете эксклюзивно, таким образом, вы попадаете или не попадаете", – рассказывает галерист Айдан Салахова. Центральная работа, которую привезла в Париж Айдан, – это арт–объект под названием "Фобии" художницы Елены Берг. Фотография, напечатанная на холсте.

Галерея "XL" с азартом каждый год ждет, как пройдет парижский конкурс. В этом году они не попали в эмоциональный градус, хотя вряд ли это может быть определяющим, когда речь идет о настоящем искусстве. "Париж – это более чувственное место, более предметное, но в этом случае, вот в этом году, я считаю, что мы не угадали. Если вы обратили внимание, наш стенд очень гламурный в этом контексте", – говорит галерист Елена Селина.

Ну а галерея Гельмана представила Валерия Кошлякова, Эрболда Мелдибекова, Авдея Тер-Оганьяна и другие имена, которые теперь известны и Парижу.