27.10.2006 | 19:22

"Визуальное оружие" в Париже

В Париже открыт Международный месяц фотографии. Первой галерей, которая представила свой проект французской публике стала российская. Тема выставки, как отмечает французская пресса, должна быть интересна не только любителям фотоискусства, но и историкам, культурологам, людям искусства, а также всем, кто обычно не проходит мимо хороших выставок. Ольга Свиблова, директор Московского дома фотографии, привезла в Париж 134 работы в стиле "Советский фотомонтаж": газеты, журналы, плакаты, а также авторские работы известнейших фотохудожников, Александра Родченко, Варвары Степановой, Густава Клуциса и других. Об открытии выставки рассказывают "Новости культуры".

Если вы хотите узнать все о европейском фотоискусстве, стоит просто взобраться на Эйфелеву башню. Отсюда видны все семь галерей, в которых проходит знаменитый месяц фотографии. Одна из них – галерея Пассаж де Ретц, в котором расположилась российская выставка.

"Визуальное оружие" – так называется выставка советского фотомонтажа. Частично Ольга Свиблова позаимствовала это выражение у Ленина. Он прекрасно понимал, что фотография может быть не только документальным материалом, но и настоящим оружием, воздействие которого не сравнимо ни с чем. Поэтому Ленин предлагал выдавать каждому красноармейцу не только винтовку, но и фотоаппарат. Фотоискусство было возведено в молодом Советском государстве на высокий пьедестал, а полиграфия стала лучшей во всем мире.

"Французы знают об этом периоде достаточно много, но только по репродукциям. Фамилии Родченко, Лисицкого Клуциса – мифы для французской публики. Теперь, когда французы увидят оригиналы, думаю, у них будет шок!", – считает директор Пассажа де Ретц Жаклин Фридман

Именно с помощью фото можно было донести до широких неграмотных масс и призывы к борьбе, и сообщения о новых победах советской власти, а с помощью фотомонтажа – сконструировать любое "светлое будущее". Этот огромный метафорический потенциал почувствовали и новая власть, и лучшие художники-авангардисты. Одним из первых сформулировал устав советского фотомонтажа фотохудожник Густав Клуцис.

"Он осуществил свои гениальные находки именно в фотомонтаже. Для меня даже изображение Ленина Клуцисом – это вообще лучшее изображение вождя вашего государства", говорит искусствовед Жан-Клод Маркаде.

Еще одно удивительное явление того времени – журнал "СССР на стройке". Сложно поверить, что тогда в молодом государстве появилось издание, которое мало назвать элитарным. Один из номеров этого журнала был завернут в ткань советского стратостата, совершившего рекордный подъем, другой вышел в алюминиевой обложке, третий печатался с добавлением сусального золота. Именно в этом журнале, где работали лучшие мастера, и процветала техника фотомонтажа.

"Когда мы говорим о фотомонтаже, как о формировании новой визуальной структуры, – это действительно очень похоже на икону и на структуру иконы. Композиционная структура была понятна людям больше, чем традиционная перспектива реалистической живописи", – рассказывает Ольга Свиблова.

Возможно, поэтому советские плакаты стали, по сути, иконами своего времени. Благодаря несомненному таланту советских иконописцев они вошли в историю, как выдающиеся произведения искусства.

"Я очень рад, что именно российская выставка "Визуальное оружие" открывает наш Месяц фотографии, который я создал 16 лет назад. В этом году 7 фотографических держав объединили свои усилия и создали прекрасный фото-фестиваль, который начинается с этой галереи", – заявляет директор Европейского дома фотографии Жан-Люк Монтероссо