30.10.2006 | 11:27

Балканский эпос в движении

Язык танца универсален. Главный тренер болгарской сборной и вице-чемпионка мира по художественной гимнастике Нешка Робева претворяет эту простую истину в жизнь. В 2000 году она оставила тренерскую работу и основала свой театр, главная задача которого – развитие балканского фольклорного танца. Робева уже приезжала в Москву два года назад и теперь привезла свой новый спектакль – "Арамии". Рассказывают "Новости культуры".

Они верят, что цыгане, с помощью заклинаний, могут опустить луну с неба на землю. Они верят, что когда герой умирает, его душа путешествует по тем местам, где человек бывал при жизни, только в сопровождении ангела и черта. Еще они верят, что весь балканский эпос можно передать с помощью движения.

"Все люди понимают этот язык: не нужно рассказывать, он очень сильный, он внушает", – считает Нешка Робева. Это танцевальное действо она задумывала, как синтез верований и сказаний больших и малых этносов, населяющих Балканы. Основой для спектакля послужили исследования по этнографии болгарского ученого Дмитра Маринова, поэтому в танце у Нешки Робевой задействовано так много смысловых деталей. Девушки выходят на сцену с метлами не для того, чтобы ее подмести, а для того, чтобы отогнать злых духов. Танец с коромыслом, например, – это такая своеобразная оборонительная хитрость: женщину, ударившую мужчину коромыслом в болгарских селеньях не судят.

"Только через культуру мы можем жить вместе, только когда мы знаем друг друга, мы можем осознать, что разница между нами не такая уж большая", утверждает Робева. Кроме этнических элементов танца, актеры исполняют, порой, головокружительные трюки – это дань спортивному прошлому основательницы театра. Все-таки для болгар Нешка Робева, прежде всего, самый знаменитый тренер по художественной гимнастике.