31.10.2006 | 19:59

"Переписывая Бетховена" Агнешки Холланд

Польский режиссер Агнешка Холланд, снявшая фильм "Полное затмение" об истории дружбы французских поэтов XIX века Рембо и Верлена, вновь обратилась к биографической драме. На этот раз режиссер исследует феномен Людвига ван Бетховена. Фильм, который вышел в российский прокат называется "Переписывая Бетховена". Рассказывают "Новости культуры".

Фильм "Переписывая Бетховена" польский режиссер Агнешка Холланд сняла в США и с американскими актерами, но в традициях чешского кинематографа. Она сделала акцент на бытовых мелочах, натурализме и легком веризме. За сценарий взялся Кристофер Уилкинсон, тот самый, что в соавторстве с Майклом Мэнном в 2001 шокировал кинообщественность картиной "Али". В "Бетховене" сценарист Уилкинсон вновь говорит о непростых отношениях между людьми.

Отношения у них действительно странные: он – признанный композитор, она переписывает его партитуры и сама сочиняет музыку. Анне поначалу показалось, если быть рядом с гением, можно развить свои музыкальные способности. Только вышло иначе: помощь юной студентки понадобилась самому Бетховену. Она вдохновляла его на написание симфоний, потому что всегда была рядом, но это не любовь между мужчиной и женщиной. Эти отношения выше: гений и его муза.

За три года до смерти Бетховен работал над Девятой симфонией. К этому времени он потерял слух и не слышал даже самых громких звуков оркестра, но в фильме композитор не выглядит одиноким и беспомощным. Режиссер решила: его сила в размышлениях о музыке. "Музыканты настолько близки к Богу, насколько это возможно человеку", – рассуждает экранный Бетховен. Разговоры героев заканчиваются, а недосказанность остается.

Эд Харрис в роли Бетховена убедителен, подвижен и эмоционален, но даже его игра не компенсирует вялотекущее экранное действие, в котором нет ни бурной страсти, ни внезапных порывов, ни психологической борьбы, несмотря на то, что автор обещала показать драму жизни Людвига Ван Бетховена. Скорее всего, лента "Переписывая Бетховена" может увлечь тех, кому нравится искать фактические неточности в экранных биографиях.