01.11.2006 | 14:13

Барышников подарил музею акварели Максимилиана Волошина

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина, в отделе личных коллекций, открылась новая выставка. 28 акварелей Максимилиана Волошина переданы в дар звездой мирового балета Михаилом Барышниковым. Возможно, именно благодаря Максимилиану Волошину, художнику, поэту и мыслителю, находящийся у подножья скалистого и не очень радушного крымского Карадага Коктебель превратился в Мекку творческой элиты Серебряного века. Центром притяжения был дом художника, где он создавал свои акварели. Рассказывают "Новости культуры".

"Не так уж много в истории живописи, посвященной только "настоящим" художникам, найдется произведений, способных вызвать мысли и грезы, подобные тем, которые возбуждают импровизации этого дилетанта", – так писал об акварелях Волошина Александр Бенуа. Создавать свои пейзажи Максимилиан Волошин начал с 1910-х годов. Сначала писал с натуры, затем – по памяти, все дальше и дальше уходя в создание своего мира любимого Коктебеля – древней земли, которую он сам называл Киммерией. Волошин начинал работать в технике темперы, но затем понял, что для его цветоощущения более всего подходит акварель.

"Акварель сродни фреске. Тут ты должен уже полностью сложить образ своего изображения и точными ударами кисти и мягким размыванием это перенести на бумагу", – рассказывает заместитель заведующего отделом личных коллекций ГМИИ имени Пушкина Алла Луканова.

Гражданская война ограничила технические возможности художника. У него был лишь небольшой запас акварельной бумаги, плохой, серой, но и это Волошин использовал для достижения "трагедии солнечного луча, который проникает через ряд замутненных сфер", – это слова и художника и поэта. По его личному признанию, акварели для него стали чем-то, вроде художественного дневника, заменив и вытеснив то, что раньше было лирикой.

Свою коллекцию из 28 акварелей Максимилиана Волошина известный танцовщик Михаил Барышников передал в дар музею вместе с небольшим письмом: "В течение долгих лет они доставляли мне много тихой радости. Уверен, что в ваших руках работы найдут достойный им приют".

"Мы, музей личных коллекций, принимаем в дар и показываем те коллекции, которые нам переданы, и нас интересует как коллекция, так и личность дарителя. В этом принцип нашего музея", – продолжает Алла Луканова.

В ГМИИ имени Пушкина есть небольшое собрание акварелей Волошина, но, в силу разных причин, эти экспонаты выставляются редко. Акварели очень трудно хранить, и показывать их зрителю можно лишь короткое время, а затем необходимо вновь "дать отлежаться". С таким пополнением, как дар Михаила Барышникова, можно говорить о создании постоянной экспозиции, где работы будут взаимозаменяемы, и зал волошинских акварелей будет работать круглый год.