02.11.2006 | 00:00

Нам - 9 лет!

9 лет назад, 1 ноября 1997 года, начал свое вещание Общероссийский государственный телеканал "Культура". В числе тех, кто поздравил телеканал с днем рождения, были директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) Ирина Александровна Антонова, директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова и один из ведущих танцовщиков Большого театра Николай Цискаридзе.

Ирина Антонова:
"Я хочу прежде всего поздравить телеканал "Культура" с Днем рождения. 9 лет прошло с момента его создания и надо сказать, что у всех у нас, - тех, кто смотрит "Культуру", - вызывает удивление и восхищения темпы, которыми телеканал развивается. Я помню первые 2-3 года – это было гораздо более скромное вещание. 9 лет – это и много, и мало, но такой рост за это время – это удивительное феномен, если хотите.

Перефразируя известную фразу, "Скажи мне, какой телеканал ты смотришь, и я скажу, кто ты". Это расхождение в какой-то содержательности, в глубине... Наконец, сам выбор тематики... Как это не грустно, эти расхождения становятся все более разительным. Сама тема культуры на некоторых каналах приобретает, скажем так, далекий от культуры характер.

Сравнивать никого не нужно, потому что мы включаем и другие каналы, когда хотим узнать какую-то оперативную информацию о событиях, которые происходят в мире. Но телеканал "Культура" и не претендует на эту оперативно-новостную часть. Но что касается раздела культуры, то здесь, как мне кажется, интересы телеканала становятся все более разносторонними. Происходит захват все более интересных разделов. Это касается многих программ и рубрик.

На телеканале есть много ретроспективных программ и вместе с тем много и тех, которые обращаются ко дню сегодняшнему. Это касается и ток-шоу, и музыки, и литературы... Вы держите зрителей в курсе происходящего. Более того, телеканал предлагает свою точку зрения: те, кого вы приглашаете выступать, - они вполне держат марку. Может быть, стоило создать еще больше программ именно в контексте сегодняшнего дня, в контексте актуального искусства. Надо сказать, что у меня совершенно нет страха перед этой тематикой.

Только хотелось бы, чтобы выступали люди с разными точками зрения. Если идет какая-то ожесточенная полемика на почве искусства, это прежде всего в контексте искусства сегодняшнего дня.
Я очень ценю ретроспективы фильмов на телеканале, но может быть, стоит показывать и какие-то последние новинки? Этот раздел кинематографа – самый массовый, самый широкий, имеющий самую широкую аудиторию. И если бы вот такое обсуждение новинок кино, вызывающих неоднозначную реакцию, вы бы ввели в обычную практику – это было бы очень и очень интересно. Может быть, стоило начинать с того, чтобы фильм вы все-таки показали – а не просто о нем поговорили, а на следующий день прошла бы дискуссия.

То же самое и по спектаклям. Например, "Гроза" в "Современнике". С одной стороны, Островский, классика, с другой - спектакль поставлен новаторски. О таких спектаклях надо говорить, и если уж искать трибуну, то это все-таки на телеканале "Культура". Не хватает того, что было раньше – живого спектакля на сцене... На старом ТВ это было. Ведь фонды колоссальные, я думаю, что многие люди с интересом бы смотрели. Я не знаю, как обстоят дела с записью современных спектаклей. Мне кажется, что стоит устраивать обсуждения некоторых постановок. Зритель, который любит театр, наверно хотел бы услышать мнение компетентных специалистов. В сфере культуры обязательно присутствует некая оценка – не только информация о том, ЧТО показали - но и КАК. Одни написали одно, другие – другое, зритель-неспециалист не может и не в состоянии уследить за всем. А своя точка зрения не сформировалось… Конечно, в театр ходят за удовольствием, но какое-то мнение должно быть озвучено. Театр – это маленький зал, и может, не так много людей ходит на спектакли. А вот кинематограф – он просто требует такого обсуждения. Хотя все проблемы на самом деле общие.

И если говорить о сверхзадаче телеканала, я думаю, она в том, чтобы воспитать, подготовить зрителя – не только образованного, но и обязательно имеющего свою точку зрения. Чтобы он сверялся со своими впечатлениями от увиденного или услышанного, но вместе с тем был бы открыт и тому, что говорят специалисты – киноведы, музыковеды, филологи… Может быть, зритель телеканала откроет для себя что-то новое, мимо чего прошел, и тогда он посмотрит на что-то по-другому, или вернется... В этом совсем нет дидактики. Зритель волен или присоединиться к одной из сторон, или нет.

Ольга Свиблова:
Телеканалу "Культура" - 9 лет. Для меня это удивительно. Потому что с одной стороны мне кажется, что мы всегда жили с телеканалом "Культура", а с другой стороны мне кажется, что презентация этого телеканала в Пушкинском музее была вчера. Я до сих пор помню Троянского коня, под которым Михаил Ефимович Швыдкой рассказывал, что будет.

Когда канал появился, на русском телевидении было еще много из того, что можно было бы смотреть по другим каналом. Сейчас, даже если ты видишь по другим каналом фильм, который тебе интересен, посмотреть его нельзя: фильм, который длится полтора часа, растягивается на три с половиной - все остальное время ты слушаешь рекламу.

Телеканал "Культура" нас питает. Я не знаю, как других – меня питает: сегодня это единственное телевидение, которое я смотрю. Я тоже член этой страны, я тоже плачу налоги, я тоже имею право получать ту пищу, которая мне интересна. Более того, я думаю, что она интересна и нашим детям, и нашим родителям. Я не говорю о том, что это телеканал, на котором можно жить – на нем нет рекламы, которая душит и убивает все. То есть никто не против рекламы, но невозможно, когда это только реклама и она вытесняет все.

Если мы хотим услышать что-то, что обращено к человеку – мы все идем на "Культуру". Там есть новости – а ни у кого из нас нет времени, несмотря на то, что мы работаем в этой сфере, узнавать о том, чем живут и что делают коллеги во всем мире. Поэтому благодаря этому каналу ты все время в курсе событий. Кроме того, там есть безумное количество интересных программ. Например, программа "Про арт". Я каждый раз плачу и думаю: "Ну почему, почему она такая короткая?" Я бы ее увеличила раза в четыре. И огромное количество других программ, которые хочется, чтобы они длились, а у меня было время с ними жить.

Я думаю, что единственное, что может сплотить нашу огромную-огромную территорию– это прежде всего культурное единство. Все остальные – материальное, национальное, религиозное – это все приходит, когда есть общая культурная площадка. Кстати сказать, в Советском Союзе, когда было единое культурное поле, когда мы все читали одни книги, когда мы все знали одних художников – это было очень полезно. Это так или иначе нас всех цементировало вместе.

Культура – это то, что дает человеку осмысленность его личного существования. Все остальное нас кидает в омут, в котором мы плывем достаточно дезориентировано. В любой ситуации, независимо от того, есть ли у нас сегодня хлеб насущный или нет, мы все равно задаем себе вопрос: "А зачем мы мучаемся в этой жизни?" Вот зачем – на этот вопрос отвечает культура – и только, пожалуй, она. И поэтому без этого телеканала сегодня просто невозможно будет дышать. Когда я приезжаю во Францию, я смотрю канал "Арте", когда я приезжаю в Москву – я смотрю "Культуру". Собственно, ничего больше я уже и не смотрю. Что мне не хватает? С одной стороны, канал строится так, как мы сегодня привыкли воспринимать новости – динамично, и мы вроде в курсе всего. С другой стороны, как говорила Марина Цветаева, думать можно за чисткой рыбы, а для того, чтобы чувствовать – нужно время. Вот это чувствовать – очень важно. И поэтому мне хочется, чтобы у огромного количества программ, которых я вижу на "Культуре", был больший формат. Чтобы была возможность не просто видеть эту новостную, клиповую нарезку, а чтобы была возможность вместе с ведущими - а здесь потрясающие люди появляются, ты включаешь телевизор, и ты видишь человека, которого приятно слышать, с которым тебе хочется провести время - тебе хочется не просто понять, ЧТО он говорит – тебе вместе с ним хочется что-то понять и прочувствовать. И для огромного числа сюжетов, которые делает телеканал, нужно время на их прочувствование. Мне бы хотелось, чтобы у этих сюжетов был больший хронометраж. Я понимаю, что в чем-то это утопия. С другой стороны, мы же можем себе позволить какую-то утопию, потому что без этой утопии у нас нет смысля для того, чтобы жить.

Николай Цискаридзе:
Я с большой радостью поздравляю любимый телеканал "Культура", который всегда смотрю, который всегда интересен, где собраны самые лучшие представители российской культуры, где нет веяния сегодняшнего дня – рекламы. Я очень горжусь тем, что уже третий сезон являюсь одним из ведущих этого канала, канала, который так высоко ценю (Николай Цискаридзе рассказывает телезрителям о балетных спекатклях в рамках программы "Шедевры мирового музыкального театра"- прим. ред.).

Хотелось бы, чтобы актеров ценили не тогда, когда им уже за 95 или их уже нет в живых, а именно тогда, когда они являются действующими, потому что их надо показывать тогда, когда это актуально. Вот этого бы мне очень хотелось, потому что в последнее время мы отмечаем какие-то заоблачные даты. Их надо помнить, но хочется, чтобы и о действующих актерах, которым не всегда за 60 или за 70, делались и фильмы, и передачи. Мне, артисту молодого поколения, этого очень не хватает.
Мне бы еще очень хотелось, чтобы побольше показывали старых телеспектаклей, которые все лежат в Госфильмофонде, но очень редко показываются. Хотелось бы, чтобы не жалели средств, чтобы восстановить и показать шедевры, которые сохранились не в очень хорошем качестве. Это надо показывать, народ это должен помнить и знать. Для нас, для тех людей, которые занимаются искусством, это тоже очень ценно.