02.11.2006 | 11:39

"Багатели" Макса Хаазе в Москве

Международный фестиваль искусств "Арт-ноябрь" начался с настоящего открытия в искусстве – с выставки работ художника Макса Хаазе. Даже его биография всегда оставалась загадкой. Насколько известно, всю жизнь Хаазе работал оформителем на фабрике лако-красочных изделий. Говорят, посещал студию Ряжского и Белютина, но неизвестно, когда начал писать картины и сколько произведений осталось после его смерти в 1998 году. Работы Макса Хаазе впервые представлены зрителям в Государственном институте искусствознания. Рассказывают "Новости культуры".

В жизни Макса Хаазе много загадок. Неизвестно его происхождение: то ли обрусевший немец, то ли голландец, подлинное это имя или псевдоним. Неизвестно даже, как он выглядел. Все это можно было назвать мистификацией, если бы не оставшиеся после его смерти работы. Они загадочны и не поддаются расшифровке. Непонятно, сны это или фантазии.

Художник создавал картины-ребусы, картины-игры, предоставляя зрителям право самим придумывать сюжеты. Он свободно ориентировался во времени и пространстве. В одном полотне Хаазе объединял вещи, созданные в разные эпохи. Он называл свои композиции "багатели" или безделушки. В них соединяется прошлое и будущее, красота и безобразие, молодость и старость. Не получив художественного образования, Хаазе был свободен от различных школ и традиций. Тем не менее, в его работах чувствуется влияние Дали. "Немного последователей Дали, дадаизма, экспрессионизма, а Макс Хаазе объединяет в своем лице всех", – утверждает куратор выставки Натэлла Войскунская.

Макс Хаазе создавал также ассамбляжи. Он использовал любые предметы, которые попадали в его поле зрения. В ход шли пуговицы, сигареты, старые деньги, ракушки, которые в композициях приобретали новый смысл. Почти на всех картинах художника встречаются часы. Он мог остановить время, заставить его идти вспять. Хаазе любил не только объединять в одном пространстве разные предметы, но и смешивать техники. Он даже придумал специальный термин – горельены. Так художник называл созданные им скульптуры из шерсти. В них Хаазе объединил горельеф, рельеф и гобелен. Художник не придумывал названия для своих картин, это за него сделают зрители, которые впервые увидят картины Макса Хаазе.

Читайте также:
XIII фестиваль искусств "Арт-ноябрь"