02.11.2006 | 14:09

"Кадиш", положенный на музыку

Поэма Александра Галича "Кадиш" положена на музыку. Поэма определенно предназначалась, скорее, для чтения, чем для прослушивания, тем более, в музыкальном варианте. Сложный во всех отношениях текст требовал сосредоточенности, тишины и вырывался из контекста обычных для автора домашних концертов. Галич читал "Кадиш" редко, его поклонники знали поэму больше по слепым перепечаткам. На вечере памяти поэта в Политехническом положенный на музыку "Кадиш" прозвучал как оратория. Рассказывают "Новости культуры".

"Жизнь подходит к концу, и опять начинается детство" – строчка из песни Александра Галича, которую он сам назвал "Последней". Детство – самое правдивое, самое мудрое время, как считал поэт. "Я сравниваю детство Галича с Пушкиным. Его первое опубликованное стихотворение "Скрипка", ему было тогда 14 лет, – уже очень зрелое произведение с недетским восприятием мира", – рассказывает поэт, драматург, культуролог Марина Князева.

Вещие дети, дети-судьи, – эти образы то и дело прокрадываются в творчество Галича. В его стихах, песнях и пьесах судьбы детей, как правило, трагичны. Поэма "Кадиш" – одна из самых пронзительных. Она посвящена воспитанникам "Дома сирот" в еврейском гетто и их учителю Янушу Корчаку. После оккупации Польши они были отправлены целым эшелоном в лагерь уничтожения.

"Конечно, справиться с ней очень сложно: она интонационно очень сложна. Это как я, человек другого поколения, не знавший лично Галича, понимаю, вижу его творчество", – говорит Жанна Сипапина. "Зря я время тратила, сгинул мой кораблик. Не в грозовом отблеске, буре-урагане, – попросту при обыске смяли сапогами". Среди исполнителей, в основном, дети. В масштабном произведении заняты хор детской музыкальной школы имени Скрябина, струнный оркестр Детской школы Искусств Балакирева и камерный хор "Орфей".