02.11.2006 | 15:29

Сеньор Висконти

Лукино Висконти, 100 лет со дня рождения которого исполняется сегодня, на родине, в Италии, называют Лукино Великолепным. До сих пор в мировом кино никто не заменил этого аристократа. Говорят, сеньор Висконти самый музыкальный, вернее оперный из всех кинорежиссеров. В фильме "Одержимость" звучит "Травиата" Верди. "Любовный напиток" Доницетти – в картине "Самая красивая", а "Севильский цирюльник" Россини – в "Белых ночах" по Достоевскому. Висконти умер 17 марта 1976 года в Риме, не увидев свою последнюю картину "Невинный", не услышав с экрана вписанную им в сценарий музыку Глюка. Рассказывают "Новости культуры".

Потомок древнего аристократического рода, герцог Лукино Висконти ди Модроне впервые за несколько месяцев проснулся в своей фамильной резиденции. У него был первый съемочный день полнометражного фильма. В рыбачьем поселке на Сицилии за несколько месяцев успели привыкнуть к сеньору Висконти, и никто не спрашивал, зачем он жил в одной из лачуг и почему он тогда, впервые за несколько месяцев, не остался с ними на берегу. Утром сеньор Висконти вернулся к ним, но уже не один.

Фильм "Земля дрожит" режиссер снимал в подлинных интерьерах и на натуре. В главных ролях – уже хорошо знакомые ему рыбаки. Их диалоги в картине – это изумительная живая импровизация. "В Висконти соединяется традиция аристократического итальянского рода с вниманием к проблемам простых людей и очень причудливые сексуальные пристрастия", – рассказывает киновед Кирилл Разлогов.

Висконти как будто родился с чувством прекрасного в искусстве и жизни. В манере одеваться ему подражали Феллини и Бертолуччи. На съемочной площадке "Леопарда" он появлялся в смокинге и с белым шелковым шарфом. В фильме актер Берт Ланкастер выглядел совершенной копией Лукино. Почему, актер режиссера не спрашивал. Как и Анна Маньяни, снимавшаяся в фильме "Самая красивая", не спрашивала, откуда герцог Висконти, одетый в кашемировый пиджак, знает, как ей играть простую итальянскую женщину. Ему никто не задавал вопросов, потому что вопросы задавал он сам.

Однажды Висконти спросил Алена Делона: "Ты чертовски красив, но почему твоя красота не живет в моем кадре?" Он, не ответив, хлопнул дверью. Жирардо тогда сказала: "Лукино, может, надо было спросить не так грозно?". После фильма "Рокко и его братья" Делон и Жирардо проснулись мировыми знаменитостями, а Висконти – с идеей вновь что-нибудь сделать на театральной или оперной сцене. Он поставил "Травиату" для Марии Каллас на сцене "Ла Скала". Долгие годы союз Каллас и Висконти оставался самым желанным на оперных подмостках.

В кино он возвратился изысканной философско-психологической драмой "Смерть в Венеции". Потом последовали подлинные шедевры "Людвиг" и "Семейный портрет в интерьере". Более 30 работ в кино, почти столько же театральных и оперных постановок. Навсегда покинув этот мир тридцать лет назад, сеньор Висконти так и остался самым загадочным итальянским режиссером.

Читайте также:
Лукино Великолепный. 100 лет со дня рождения режиссера