02.11.2006 | 18:10

Пресс-конференция перед началом Фестиваля спектаклей МХТ имени Чехова

2 ноября в МХТ имени Чехова прошла пресс-конференция, посвященная Фестивалю спектаклей театра на телеканале "Культура".
Фестиваль начнется 11 ноября программой "Камергерский, дом 3" - за этим лаконичным "почтовым" названием скрывается рассказ об истории театра, истории, выстроенной по законам драмы. Далее зрители смогут увидеть спектакли разных лет – от "Соло для часов с боем" до "Старосветских помещиков".

"Если говорить о принципах отбора спектаклей, то мы стремились представить театр во всем его режиссерском многообразии и показать современное направление развития МХТ. Поэтому в программе Фестиваля соседствуют постановки и Еремина, и Серебренникова, и Бутусова", - подчеркнула в разговоре руководитель студии фондовых и архивных программ телеканала "Культура" Эльвира Николаевна Виноградова. Для Олега Павловича Табакова был принципиален показ спектакля "Соло для часов с боем": "Хотите вы этого и ли нет – это соприкосновение с вечностью, с драматической стороной судьбы, которая заключена в кратковременности нашего пребывания на Земле", - отметил худрук МХТ.

"В ”Соло для часов с боем”, - продолжил Олег Павлович, - заложена информация о достижениях актеров этого театра. Справедливости ради надо сказать, что в разной степени, но эти достижения наличествуют и в дальнейших постановках. И индивидуальность этого, нашего, времени ничуть не меньше, чем времен прошедших. Нам есть, чем удивлять, хотя в программу фестиваля не вошли спектакли, которые приносят театру реальный доход – “Амадей” и “№13”. Не вошел и очень важный лично для меня спектакль “Пролетный гусь”, посвященный памяти Виктора Петровича Астафьева – здесь мы просто не успели. Но думаю, все это впереди".

С этим согласна и Эльвира Николаевна, говоря о дальнейших планах телеканала. "Существующие сейчас технологии производства телеверсий несовершенны, - сказала она. - Более того, они хуже, чем в советские времена. Мы сейчас показываем спектакли из "Золотой колллекции телетеатра" – эту разницу легко заметить. Тогда снимали в Останкино, в огромной студии, заключали договор с театром, с режиссером-постановщиком, со всеми актерами по киноставкам… И театр предоставлял нам спектакль на 2-3 недели, на месяц. Было расписано, когда и какие мизансцены мы снимаем. Мы даже меняли декорации, в Останкино работали специальные цеха по производству. Но сейчас, надеюсь, что-то будет меняться к лучшему. Так, на нашей передвижной станции стоит очень хорошая техника, одна из лучших на всем телеканале. На нашу ПТС (передвижная телевизионная станция – прим. ред. ) можно поставить 6 - 8 камер. Так что с нашей стороны есть и желание, и возможности. Но нужно, чтобы и театр шел нам навстречу: нужно делать ярче свет, давать дни на досъемки… К сожалению, на это идет не каждый театр. Вот, например, “Утиная охота” – очень сложный спектакль, чудовищный с точки зрения телевидения. Конечно, ему надо и менять оформление, и снимать без зрителей... Хотя я считаю, что та версия, которую мы в итоге сняли и смонтировали – она лучше, чем в театре смотрится". Олег Павлович Табаков, правда, с этим мнением не согласился.

Фестиваль МХТ – не первый театральный фестиваль в эфире телеканала. В ноябре – декабре 2004 года зрители "Культуры" имели уникальную возможность посмотреть спектакли Мастерской Петра Фоменко, ровно через год прошел фестиваль спектаклей "Ленкома", весной 2006 года были показаны постановки театра-юбиляра – московского "Современника". В настоящее время на телеканале завершается фестиваль императорских театров – Малого и Александринского. На очереди – показ спектаклей Малого драматического театра Льва Додина – в феврале 2007 года, и в марте – избранного из репертуара "Табакерки".

"Мы надеемся, что вот сейчас, когда будем снимать в “Табакерке”, театр пойдет нам навстречу, – говорит Эльвира Николаевна. Например, уже есть договоренность, что “Рассказ о семи повешенных” мы будем снимать без зрителей. Мы заинтересованы в том, чтобы сделать настоящую телеверсию. Нам тоже качество очень важно: ведь это - то, что остается, это фонд. Это потомкам".

Завершая пресс-конференцию и отвечая на логичный вопрос о том, не боится ли он как худрук за падение сборов, Олег Павлович рассказал давнюю историю: "Мне было 35 лет, когда в 1970 году я стал директором театра "Современник". И первое, что я сделал – весь репертуар "Современника" был показан по телевидению. Знаете, какой эффект это произвело? Плохие спектакли были сняты с репертуара, а на хорошие спрос сильно увеличился. Это закономерно: каждый зритель говорил себе, что хочет увидеть понравившийся спектакль еще раз, уже в театре. Так что театр ничего не теряет, показывая свои спектакли по ТВ, – показывая хорошие спектакли".

Смотрите на телеканале "Культура" с 11 ноября Фестиваль спектаклей Московского Художественного театра имени Чехова.