07.11.2006 | 12:05

Юбилейный концерт ансамбля "Эрмитаж"

Коллекция раритетов или место уединения для философских размышлений? Выбирая название, музыканты ансамбля солистов "Эрмитаж" учитывали все тонкости перевода этого французского слова. Гобоист Алексей Уткин создал ансамбль пять лет назад, чтобы находить и исполнять малоизвестные старинные и современные сочинения. На юбилейном концерте в столичном Доме музыки, "Эрмитаж" исполнил сочинения Баха, Моцарта и Шостаковича, переработанные для солирующего гобоя. Рассказывают "Новости культуры".

В Светлановском зале Дома музыки "Эрмитаж" выступал не раз. Но на этот раз баланс звучания Алексей Уткин проверяет особенно тщательно. Кажется, флейта слегка заглушает гобой. Это в планы музыканта не входит. Значит, репетировать будут дольше обычного.

В ХХ веке, на волне интереса к старинной музыке, исследователи возродили множество партитур, созданных специально для гобоя. Однако исполнить большинство из них оказалось практически невозможно: изменилась и манера игры, и сам инструмент. Алексей Уткин не только приспособил свой гобой под шедевры прошлых веков, но и адаптировал под гобой музыку, написанную, например, для солирующей скрипки или фортепиано. "Его минимальное отличие от обычного в том, что он чуть-чуть длиннее. Это для того, чтобы взять всего одну ноту, ниже на полтона", – объясняет Алексей Уткин.

Новаторство Уткина этим не ограничилось. С "Эрмитажем" охотно выступает Елена Образцова и Дмитрий Хворостовский, а коллектив придумывает и репетирует театрально-концертные постановки с Александром Филиппенко, Михаилом Козаковым и Дарьей Юрской. В ближайших планах ансамбля еще один смелый эксперимент. Алексей Уткин даже называет его подвигом. Это адаптация под солирующий гобой музыки Сергея Прокофьева. Задача непростая, ведь композитор ни в одном своем сочинении не сделал этот инструмент главным. "Но классика на то нам и дана, чтобы с ней экспериментировать", – шутит Алексей Уткин.