07.11.2006 | 13:21

Труппа балета Мориса Бежара в Москве

Только три дня в Москве проходят гастроли знаменитой балетной труппы Мориса Бежара. Сегодня вечером они завершатся в Концертном зале Чайковского. Сам мэтр современной французской хореографии в Москву не приехал из-за плохого самочувствия. Однако труппа в полном составе, состоящая из тридцати четырех танцовщиков, привезла в столицу программу одноактных балетов, посвященную грядущему восьмидесятилетию Мориса Бежара. Публику ждали не только хиты прежних лет, но и премьерные постановки. Рассказывают "Новости культуры".

Менеджер труппы Жан-Клод в гримерки к артистам не пускает, но на несколько минут все же удается заглянуть за кулисы. Танцовщиков камера не раздражает. Здесь они, как дома. Первые гастроли в 1978 году тоже проходили на этой сцене. Команда интернациональная: китайцы, японцы итальянцы, французы, есть даже русские. В последнее время труппа гастролирует без Бежара. Длительные гастроли уже в прошлом, но приглашений от этого не стало меньше.

Педагог-репетитор Азарий Плисецкий в труппе Бежара больше двадцати лет. Первый раз давал классы бежаровскому балету еще на Кубе в 1968 году. Теперь репетиционная база в Лозанне – его родной дом. "С ними приятно работать: молодые, задорные, шестнадцати национальностей", – говорит Плисецкий. Азарий Плисецкий и Владимир Васильев в общении на ты. Вместе они не только танцевали в Большом. Специально для Васильева Бежар поставил несколько балетов. "Морис ставил Петрушку, я танцевал", – вспоминает Васильев.

Публика штудирует программки. "Адажиетто" на музыку Малера. Известный хит в репертуаре уже двадцать пять лет. Миниатюру "Смерть ли это" Рихарда Штрауса танцевал знаменитый Хорхе Дон."Искусство быть дедом – это новый балет. Артисты сами участвовали в постановке, исполняя импровизации", – продолжает Плисецкий.

Девиз Бежара: искусство должно удивлять. Два года назад он предложил своим танцовщикам удивить его самого и придумать импровизацию на тему, как рождается танец и как складываются отношения танцовщиков и хореографа. Коллективную импровизацию мэтр подредактировал и запустил в оборот. Для убедительности наделил главного персонажа не только портретным сходством, но и своими чертами характера.

Классика для Бежара – альфа и омега современного балета. Его учителями были русские педагоги. Ломая каноны, Бежар создал свой театр, который всегда удивляет и никогда не бывает банальным.