07.11.2006 | 15:13

Самый романтичный режиссер Советского Союза

Эмиль Лотяну заслужил титул "самого романтичного режиссера Советского Союза" после премьеры фильма "Красные поляны" в 1966 году. Музыкальность и поэтичность стали неотъемлемыми чертами его кинематографического стиля. Рассказывают "Новости культуры".

К своему последнему и, как оказалось, навсегда незаконченному проекту "Яр", Лотяну относился очень трепетно и требовательно. Сценарий писал целых 3 года, композитора Евгения Догу заставлял переписывать тонны музыкальных партитур, а актриса Светлана Тома сбилась со счету, сколько раз ей с режиссером приходилось перестраивать образ главной героини. Накануне вечером о кинорежиссере, сценаристе, композиторе и поэте Эмиле Лотяну вспоминали те, кто творил рядом с мастером.

Лотяну, еще студента режиссерского факультета ВГИКа, пригласила к сотрудничеству киностудия "Молдова-филм". О своем дебюте, героико-революционной ленте "Ждите нас на рассвете" уже в монтажной Лотяну скажет "это не кино". Настоящее кино он снимет чуть позже. "Он спал по 4 часа в сутки. Я засыпал, он работал, я просыпался, – он работал", – вспоминает сын Лотяну Эмиль Лотяну-младший.

Самые его популярные фильмы: "Табор уходит в небо", "Мой ласковый и нежный зверь", "Анна Павлова". Эмиль Лотяну снял немного, но каждый его фильм – "ручная работа". Сейчас это называют авторским кино. Он был не только режиссером. Для каждой картины сам писал сценарий, иногда работал оператором, да и с музыкой у него были особые отношения. Лотяну не владел нотной грамотой, но перед тем, как сесть за сценарий он уже знал какая музыка должна звучать в его фильме. О ней-то он и рассказывал своему другу- композитору.

"Сроки поджимали, и он бесился. Я думал, он меня чем нибудь даже ударит, но ударила манна небесная", – рассказывает композитор Евгений Дога. "Всегда требовал только невозможного, но потом это невозможное превращалось в благо", – признается актриса Светлана Тома. Юную Светлану Тому он случайно увидел на троллейбусной остановке и пригласил на главную роль в свою работу "Красные поляны". Актриса снялась во всех его последующих фильмах. На площадке он сразу понял: она его актриса для его кино, а от своего кино Эмиль Лотяну всегда знал чего хотел.

Читайте также:
Лотяну Эмиль. Быту вопреки