08.11.2006 | 15:21

Выставка европейского неоконструктивизма в Москве

Влияние русской культуры на культуру мировую можно отметить в очередной раз на выставке "Европейский неоконструктивизм 1930 – 2000 годы", которая открылась в московском Музее современного искусства. Именно рожденный в России в начале прошлого века конструктивизм стал основой мирового беспредметного искусства. На выставке представлены картины, объекты, графика, кинетическое искусство из Братиславского музея Милана Добеша, произведения из собрания итальянского художника и коллекционера Джетулио Альвиани и братиславской галереи "Комарт". Рассказывают "Новости культуры".

"Машина, техника могут быть сегодня источником эстетических возможностей равно, как и красота бегущего коня", – считает классик неоконструктивизма, братиславский художник Милан Добеш. Художник соединяет геометрические формы с движением и светом, создает кинетические объекты.

Интерес к конструктивизму и его возможностям появился у европейских художников в 60-е годы прошлого века. Первая выставка прошла в столице Словении Любляне в 1962 году. Тогда двадцать два автора из одиннадцати стран представили свои работы, в которых соединилась логика, математический расчет и оптические эффекты. Художники разрушали традиционное искусство и искали новый визуальный язык, открывали в нем свежие импульсы и смысл. "Это художники из Центральной Европы, которые работали в разных частях на этих геометрических принципах, потому что конструктивисты работают с геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник", – говорит куратор выставки Петер Сокол.

В 60-е годы возникло объединение "Новые тенденции", и Загреб стал центром неоконструктивизма. Художники превратились в исследователей пластических форм. Их интересовали проблемы оптики и восприятия, движения в пространстве, они использовали новые формы и новые материалы для создания объектов. "Очевидно, что исследование продолжается. Это лишь первые шаги нового алфавита. Например, Берлеви, польский художник, был в свое время предтечей компьюторной эстетики и графики, и нам бы хотелось сделать открытия", – признается Джетулио Альвиани.

Открытия неоконструктивистов можно использовать в архитектуре, дизайне, рекламе, так что, это действительно имеет перспективы развития. Так считают организаторы выставки.