02.04.2012 | 19:37

В Театре имени Маяковского – премьера спектакля "На чемоданах"

Премьера – в театре имени Маяковского. Комедия в восьми похоронах – так определял жанр пьесы «На чемоданах» сам автор Ханох Левин. Его называли одной из самых ярких звезд на небосклоне израильской культуры. Как драматург получил известность в конце 60-х. Левин написал полсотни пьес – по ним ставились скандальные политические спектакли, сатирические кабаре и даже театральные скетчи. Театр Маяковского открывает для себя и для зрителя парадоксальный мир Левина, ироничный и провокационный. Рассказывают «Новости культуры».

Режиссер Александр Коручеков новое для себя имя открыл год назад. Перечитал все пьесы Ханоха Левина. Споткнулся «На чемоданах». Понял – это надо ставить.

«Это образ жизни с чемоданами, на чемоданах и зачем этот чемодан и то, что от своего чемодана куда бы ты не ехал никуда не денешься, взял его и таскаешься, хоть в Англию, хоть в Швейцарию», – говорит режиссер.

Все герои с чемоданами. Здесь их 11. Забитые мечтами, разочарованиями, надеждами, отчаянием…и невозможностью поменять на что-то полегче.

«Все мы сидим на чемоданах, – говорит заслуженная артистка России Майя Полянская. – Всем предстоит уход и надо как-то обернуться на свою жизнь и посмотреть чего мы недодали тем, другим, в чем виноваты, в чем была наша радость».

В старом пальто, стоптанных ботинках, в старомодной шляпке – такие старушки встречаются повсюду. У Бебы, героини Майи Полянской, путь один – дом престарелых.

Актриса сама выбрала роль без слов. Даже всплакнула когда прочитала пьесу.

«Хочется сказать, не отсылайте своих стариков, их еще держит не только земля, их вселенная еще держит, не отпускайте», – говорит Майя Полянская.

Здесь жизнь еврейского квартала. Шесть семей, пять влюбленных, три незамужние девицы, девять покойников. Герои ссорятся, влюбляются, выясняют отношения, умирают. Похороны случаются регулярно.Становятся ритуалом местной жизни.

«Самое главное здесь – это тема любви или ее отсутствия, – рассказывает Александр Коручеков. – И смерти и тоже ее отсутствия. Покойники приходят, они с нами, они влияют».

Герои ходят на свидания, в кино, бары. Но чаще встречаются на автобусной остановке. Провожают, встречают. Каждый мечтает убраться подальше из родных мест.

В халате и шапке надвинутой на глаза, Евгению Симонову не узнать. Ее Геня, романтичная когда-то, превратилась в злобного монстра. В неудачах винит мир, конфликтует с сыном. Ее суть забитая, задавленная пробивается в минуты воспоминания об умершем муже.

«В отличие от меня, она обижена жизнью и ищет виноватых вокруг себя, не понимая, что она тоже причина в этих проблем, – рассказывает Евгения Симонова. – В обиде доходит до полного абсурда».

Мы все «на чемоданах». В нем не унесешь много. Но понять, чем он набит, получается лишь в последний момент.