10.11.2006 | 13:09

Музыка не фальшивит

Семидесятилетний юбилей Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова отмечает широко. В соответствии со сложившейся в музыкальных кругах традицией, подарки к юбилею оркестра чаще получают его слушатели. В Концертном зале имени Чайковского оркестр исполнил Тройной концерт Бетховена и отметил 100-летие со дня рождения Шостаковича звучанием его знаменитой Пятой симфонии. Рассказывают "Новости культуры".

Высокое искусство они покажут на концерте, а до этого не просто репетиции, – муштра. У Сергея Гиршенко на этот раз отдельная артистическая. Вчера он был не концертмейстером, а солистом оркестра. "Я концертирую всю жизнь. Я по миру сыграл все основные скрипичные концерты: и в Европе, и в Америке, и в Японии", – рассказал Сергей Гиршенко.

На Тройной концерт Бетховена выбор дирижера пал не случайно. Хотелось показать своих оркестровых солистов. Партию виолончели должен был играть концертмейстер группы Евгений Аврутин, но сломал руку. Ситуацию спас Александр Князев. Своего пианиста в оркестре нет, поэтому пригласили Михаила Петухова.

Пятая симфония Шостаковича – одно из самых популярных и спорных сочинений композитора. Отчасти споры были спровоцированы заявлением автора о том, что он "хотел показать, как через ряд трагических конфликтов, большую душевную внутреннюю борьбу утверждается оптимизм, как мировоззрение". "Вся музыка Шостаковича, от первой ноты, им написанной, глубоко трагична. В том числе, его Первая симфония, юношеская, которую он написал в 19 лет. В Пятой симфонии вся музыка, от первой ноты, заканчивая финальным аккордом, глубоко трагична", – говорит Марк Горенштейн.

Без упоминания оптимизма, тогда, в конце 30-х, эту симфонию вряд ли разрешили бы исполнять. Однако, как заметил кто-то из великих, слова существуют для того, чтобы обманывать, а музыка не фальшивит.