13.11.2006 | 12:36

Новгородская "Золотая кладовая"

В Новгороде, в здании Присутственных мест открылась выставка "Золотая кладовая", на которой представлено ювелирное искусство VI – XIX веков. В экспозицию вошли предметы храмового и светского обихода. О шедеврах рассказывают "Новости культуры".

Коста и Братило – первые, известные нам имена новгородских ювелиров. Созданные ими в XII веке кратиры известны многим специалистам ювелирного искусства. Предполагают, что первый из них был византийцем, другой – новгородцем. Именно византийское искусство оказывало наиболее сильное влияние на ювелиров древнего Новгорода. "Новгородских предметов, выполненных новгородскими мастерами здесь, конечно, больше. Но есть и произведения общерусской школы, и западноевропейские памятники, которые мы тоже впервые показываем", – рассказывает заместитель директора Новгородского музея-заповедника Наталья Гормина.

Дополненная произведениями ювелирного искусства из запасников музея, его археологического отдела, новая экспозиция расширила не только объем (здесь представлено 216 памятников золотого и серебряного дела), но и хронологические рамки. Теперь посетители смогут увидеть образцы храмовой утвари и предметы светского назначения, созданные в VI – XIX веках. Открывает экспозицию комплекс погребальных предметов, найденных во время раскопок в Великом Новгороде. "Это наперстные и нательные крестики из золота, украшенные гранатами. Этот камень очень высоко ценился в древности в Византии и в древней Руси", – продолжает Наталья Гормина.

Предметы, ставшие основой "Золотой кладовой Великого Новгорода" были привезены когда-то первыми новгородскими епископами. Среди экспонатов есть уникальная храмовая утварь XI – XII веков, связанная с культурой императорского дома, Княжеского и Владычного двора, а также немногие сохранившиеся изделия новгородских ювелиров периода монголо-татарского нашествия. Дополняют экспозицию памятники светского искусства, в которых широко применялись изящная скань и драгоценные камни. Завершается она образцами мастерских Москвы и Петербурга XVIII – XIX веков, с характерными для этого периода новыми техниками и влиянием европейских стилей: барокко, рококо и классицизма.