13.11.2006 | 13:40

Юбилейная выставка Дома фотографии

Одному из самых молодых столичных музеев, который специализируется на самом молодом виде искусства, исполнилось 10 лет. Сегодня трудно себе представить культурное поле России без фотобиеннале и фестивалей, которые регулярно организует Дом фотографии, без его уникальных фондов, где уже сейчас содержатся 80 тысяч единиц хранения. О юбилейной выставке в Центральном выставочном зале "Манеж" рассказывают "Новости культуры".

К ажиотажу на выставках Дома фотографии в Манеже давно привыкли. 10 – 15 тысяч человек за выходные – это норма. На юбилейную выставку приглашенные и посетители собираются задолго до открытия. Ольга Свиблова предпочитает проверить все сама. Первые подарки – от сотрудников. С намеком на педантичность, тембр голоса и склад характера своего руководителя. Тему продолжает праздничный плакат: Ольга Свиблова и ее музейная команда. Свиблова выступает в роли не просто лидера, а стратега. Этим она и объясняет успех первой фотобиеннале десять лет назад и последовавшего основания музея.

"Получилось, что я понимала стратегию развития, ориентируясь на лучшие модели, и понимала, что нужно не только как у всех, но и лучше", – говорит Ольга Свиблова. Музей в Москве организован по образу и подобию Дома фотографии в Париже. Главная ставка сделана не на постоянную экспозицию, а на фестивали, выставки, конкурсы. Десять лет назад это казалось невозможным, а само искусство фотографии – невостребованным. "Конечно, страшно. Я вообще год рыдала. Делала биеннале и рыдала. Абсолютно безнадежное начинание. Знали, что чем дальше, тем хуже", – вспоминает Свиблова. О выставках за рубежом тогда никто и не думал. "Первые выставки – у Оли на кухне, затем – комнатки в музее Москвы, а потом – на Остоженке", – рассказывает заместитель директора Московского Дома фотографии Сергей Бурасовский.

Первые две музейные пятилетки Свиблова называет ударными. Главным завоеванием стали не спасенные архивы русских фотографов, не огромный фонд негативов, не реставрационная и полиграфическая деятельность музея, не имя и репутация на мировом фоторынке, а возвращение фотографии в России статуса искусства. Здесь сказались навыки Свибловой – дипломированного психолога, ее вкус сценариста-документалиста, чьи работы отмечены в Каннах. Она умеет совмещать интерес культурологический и коммерческий. Поэтому фонд музея постоянно пополняется частными коллекциями. Из последних – собрание фотокорреспондентов Юрия Рыбчинского и Эдуарда Гладкова. Теперь Дом фотографии – обладатель работ Ольги Игнатович, которые считались утраченными. А также большой коллекции фотографии 60-х – 70-х годов.

"Так как музей молодой, собирали или старую, или совсем современную фотографию. А с 60-х все проваливалось. Здесь коллекция дополняет", – продолжает Бурасовский. Из других новинок здесь присутствуют фотографии русских пикториалистов начала ХХ века. Николай Свищов-Паола первым стал экспериментировать с фотопроцессом. Он создавал бромойли на основе масляной и типографской краски – прообразы цветной фотографии. Юбилейная выставка в Манеже – только видимая нам часть деятельности Дома фотографии.

В Лондоне музей представляет выставку Макса Пенсона, в Париже – Советский монтаж Родченко, Степановой, Клуциса. Самая большая выставочная площадка у музея будет в Москве. На Остоженке возникнет "фотоквартал". Однако сотрудники музея опасаются, что семи тысяч квадратных метров может не хватить, ведь коллекция постоянно пополняется.

Читайте также:
Юбилей Московского Дома фотографии