13.11.2006 | 15:23

"Требуется старый клоун"

Столичный Театр на Юго-Западе в этом году отмечает 30-летие. Труппа довольно долго существовала в любительском статусе, но это нисколько не мешало, а часто и помогало создавать интереснейший репертуар из произведений Шекспира, Гоголя, Беккета, современных авторов. Субботним вечером в афише коллектива появилось еще одно название: "Требуется старый клоун" по пьесе венгерского драматурга Мате Вишнеча. Режиссер Валерий Белякович придумал спектакль для актеров, стоявших у истоков его театра. Рассказывают "Новости культуры".

Цирк уехал, клоуны остались, и это уже не смешно. Хотя много лет назад они вместе смешили публику. Три клоуна – почти "Три товарища". Прошли годы, и они встретились. "Требуется старый клоун", – гласило объявление, давшее надежду бывшим коллегам и превратившее их в конкурентов. Они вспоминают звездное прошлое, спорят, кто из них был лучшим и, в конце концов, то ли убивают одного из них, то ли сам он умирает от старости. Оставшиеся клоуны уже никому не нужны.

"Я играю, что они когда-то были крепкими хорошими профессионалами", – говорит заслуженный артист России Алексей Ванин. "Какие они таланты? Отработанный материал. Поматросили их и бросили!", – считает заслуженный артист России Сергей Белякович. "Все-таки, они великие клоуны. Плохо ли, хорошо ли они играют, они преданы своему искусству", – уверен режиссер Валерий Белякович.

Пьесу Вишнеча ставят нечасто. Режиссер Валерий Белякович решил обратиться к ней после гастролей в Тель-Авиве. Там к нему подошел старик-клоун и попросил дать ему роль. "А что ты можешь? – То-то и то-то. – Он начал показывать, и у меня сердце зашлось от нежности и от того, что это невозможно уже", – вспоминает режиссер. Актеры, занятые в спектакле, как и их персонажи, встретились много лет назад. В Театре на Юго-западе. Новую совместную работу они называют своевременной и очень сложной. Во многом из-за нехватки времени. Спектакль, несмотря на его минорный характер, считают не лишенным надежды, а, говоря о своих героях, переходят на себя.

"Есть надежда, что двое других как-то выберутся из этого болота", – верит заслуженный артист России Владимир Коппалов. "Надежда на то, что ты все равно талантливый человек, что ты нужен", – подхватывает Алексей Ванин. "Здесь уже твоя линия судьбы", – подводит черту Сергей Белякович. Клоуны уходят. Главное, чтобы цирк оставался, – полушутя, полусерьезно добавляют актеры.