14.11.2006 | 14:18

"Опера нищих" в Театре на Юго-Западе

Музыкальную комедию "Опера нищих" сочинили в середине XVIII века поэт Джон Гэй и композитор Иоганн Кристоф Пепуш по сюжету Джонатана Свифта. Позднее этот оперный памфлет лег в основу знаменитой "Трехгрошовой оперы" Бертольда Брехта. В СССР и России брехтовский римейк был, пожалуй, более популярен, чем английский прототип. Режиссер Валерий Белякович предложил новую сценическую версию, в которой сумел использовать и римейк, и оригинал. О премьере в столичном Театре на Юго-Западе рассказывают "Новости культуры".

Вначале режиссер Белякович поставил "Трехгрошовую оперу" Брехта, потом, через 2 года, – пьесу Гэя "Опера нищих", а еще через 5 лет он решил объединить эти две постановки на одну тему и сделал новый спектакль, который вышел под старым названием "Опера нищих". Прежними остались и чугунные декорации. "Потому что жалко бросать декорации. Для нас это все деньги – делать новые. И потом я решил не забрасывать этот спектакль, а сделать новую редакцию", – рассказывает Белякович.

Нищенские кварталы Лондона уместились на малом сценическом пространстве. Чугунные решетки – это стены и роскошного собора, и приюта для нищих. Вынужденную скромность малого бюджета может покрыть разве что эмоциональная игра актеров и профессионализм режиссера. "Он очень требовательный, и надо жилы рвать всегда", – говорит о режиссере актер Алексей Матошин. Рвать жилы, по Беляковичу, – это значит играть без полутонов. Если тебе плохо, рыдай в голос, если хорошо, разорви живот от смеха. Дисциплина, по Беляковичу, – это репетировать с утра до вечера с одним получасовым перерывом.

У актеров есть ровно 10 минут, чтобы вылезти из джинсов и кроссовок и обрядиться в лохмотья и стоптанные башмаки. Ровно через десять минут им вновь выходить на сцену, давать премьеру, играть трехчасовой музыкальный экспромт режиссера Беляковича, но все-таки по Гэю и Брехту.