15.11.2006 | 12:44

"Лучшие спектакли России" в Латвии

С 14 и до 19 ноября рижане могут смотреть "Лучшие спектакли России". Так и называется пилотный проект первого фестиваля "Золотая маска в Латвии", который должен состояться летом будущего года. В числе лучших спектаклей последних театральных сезонов представлены не новаторские работы, а, в основном, классика. В столице Латвии увидят "Белую гвардию" и "Мальчиков" режиссера Сергея Женовача. Открыл фестиваль лауреат премии "Золотая маска" 2005 года, спектакль "Дядя Ваня" режиссера Миндаугаса Карбаускиса. Рассказывают "Новости культуры".

Из поезда, минуя гостиницу, сразу в театр. Осваивать новое сценическое пространство. Декорации к "Дяде Ване" в Латвийской национальной опере установили накануне. Перед вечерним представлением назначена только техническая репетиция. Правда режиссер Миндаугас Карбаускис о чем-то подолгу говорит наедине почти с каждый актером. Олег Табаков, играющий в "Дяде Ване" профессора Серебрякова приходит на спектакль за 20 минут до его начала. На шее – красно-белый шарф. Уже много лет Табаков болеет за "Спартак". Утром худрук МХТ и Табакерки был на пресс-конференции. Местных журналистов, в основном, интересует Табаков, как успешный театральный менеджер. Впрочем, про роль в "Дяде Ване" тоже спрашивают.

Не стоит сомневаться, в Риге, конечно же, знают российский театр. Правда, в последнее время Россию в Латвии представляют антрепризные проекты, причем не всегда качественные. "Не всегда интересно. Очень часто собиралась бригада, чтобы деньги получать за это искусство, а творчество на втором плане", – говорит актер из Латвии "Здесь же приезжают с чесом сплошные антрепризы, и это настоящий театр, который они знают. Они думают, что в России с театром плохо, и вот, наконец, им покажут, что все не плохо", – рассказывает театральный критик Дина Годер. Она читает лекцию о современном российском театре студентам Латвийской Академии культуры. Годер рассказывает не только о новых авторах и режиссерах, но и о новых зрителях. О том, как в середине спектакля у кого-то обязательно зазвонит телефон, и о том, как этот кто-то обязательно ответит на звонок.

"В Латвии у нас нет, чтобы зрители уходили. Они заплатили и смотрят", – говорит латвийская студентка. "Я узнала о авторах, какие работы делают сегодня. Мы ведь делаем старых авторов: Достоевского, Чехова", – рассказывает другая студентка. "Я бы очень хотел посмотреть спектакль "Изображая жертву", ведь я видел фильм", – признается студент Латвийской Академии Культуры. Далеко не все молодые люди хорошо понимают русский. По словам ректора Академии Культуры, работы Михаила Чехова, Мейерхольда, Станиславского приходится читать на английском. Янис Силиньш входит в экспертный совет, который отбирал российские спектакли для фестиваля. Весной приезжал в Москву на "Золотую маску". "Мы ехали, чтобы увидеть сам фестиваль, сам смотр, и почувствовать, что интересно нашему зрителю", – рассказывает Силиньш.

Все билеты на российские спектакли были проданы за несколько недель до начала этого фестиваля. Полный зал, на официальном открытии выступают посол России в Латвии Виктор Калюжный и латвийский посол в России Андрис Тейкманис, потом – "Дядя Ваня". На несколько часов зал погружается в неспешную чеховскую историю. Гамак, деревянный дом, в нем пьют чай, а из огромных окон просачивается свет. В проекте "Золотой маски" "лучшие российские спектакли" представлены только классические постановки. То, что проверено московским зрителем, нашло отклик и у рижских. Декорации к "Дяде Ване" разберут, и на их месте оздвигун наклонный помост "Белой гвардии".