03.04.2012 | 10:23

В Большом театре поставили комическую оперу Рихарда Штрауса "Кавалер розы"

Большой театр впервые в своей истории готовится показать зрителям оперу Рихарда Штрауса «Кавалер розы». Произведение, которое вот уже более ста лет с успехом идет на лучших оперных площадках мира, в России было поставлено всего однажды – в 1928-м году в Ленинграде. Московскую премьеру «Кавалера розы» представляют дирижер Василий Синайский и британский режиссер Стивен Лоулесс. Рассказывают «Новости культуры».

Утро, спальня замужней дамы, юный любовник. Так начинается комическая опера «Кавалер розы», премьеру которой готовят в Большом. После монументальных «Бориса Годунова» и «Руслана и Людмилы» в театре, впервые в истории, обратились к Рихарду Штраусу.

«Штраус, хотя он и не родственник Иоганну Штраусу, но все-таки он по своему музыкальному языку очень к нему близок, – говорит Василий Синайский. – Вот и хочется, чтобы люди из Театра Оперетты заворачивали и в Большой тоже».

Ироничный сюжет полон розыгрышей и авантюр. Барон собирается жениться на дочери состоятельного буржуа. Девушка отказывается выходить замуж по расчету, отец грозится отправить ее в монастырь. Чтобы скомпрометировать соперника, ее юный возлюбленный изображает горничную. Герои постоянно переодеваются – прямо на сцене.

«Самая быстрая перемена костюма в этом спектакле у Маршальши – из домашней одежды она должна переодеться в роскошное платье XVIII века, и на это переодевание у нее есть только 50 секунд», – рассказывает художник по костюмам Сью Виллмингтон.

Всего 200 костюмов из разных эпох. По замыслу режиссера действие разворачивается на протяжении трех веков. Проходит время, а проблемы все те же. В игривой комедии англичанин Стивен Лоулесс разглядел философский подтекст.

«Штраус в «Кавалере розы» говорит о чем-то высшем, о чем-то серьезном, – считает Стивен Лоулесс. – О том, что в любви возникает жертвенность по отношению к другому».

Режиссерская трактовка по душе исполнителям. Они привыкли к серьезной опере.

«Вокруг меня очень много комических персонажей, – рассказывает исполнительница партии Маршальши Мелани Динер. – Но мою героиню мучает душевная боль. Столкновение драматического и комического, оно и дает какой-то особенный серьезный эффект».

В театре признаются – постановка потребовала большого напряжения и от певцов и от оркестра. Но у этой истории счастливый финал: герои клянутся в вечной любви, а Большой театр продолжает осваивать европейскую классику ХХ века.