16.11.2006 | 12:08

"Круги" из собрания Михаила Алшибая

В столичном Музее современного искусства открылась выставка "Круги" из собрания Михаила Алшибая, известного кардиохирурга и коллекционера современной живописи и графики. Собирателя, который основал свою коллекцию двадцать лет назад, интересовало творчество художников-нонконформистов, тех, что входили в художественные объединения неофициального искусства 60-х – 70-х годов ХХ века. Это и есть "круги", заявленные в названии выставки. Михаил Алшибай сам выступил в качестве куратора этого проекта. Рассказывают "Новости культуры".

На открытие выставки Михаил Алшибай приехал прямо из больницы. Еще час назад он делал операцию на сердце. Шутит: то ли с корабля на бал, то ли с бала на корабль. "Я не знаю, что тяжелее, делать выставку или операции на сердце", – признается Михаил. В богемной среде известный кардиохирург – свой человек. Он даже вступил в МОСХ. Теперь пишет не только медицинские, но и искусствоведческие статьи. "То, что представлено на выставке, – грустные трагические судьбы. Вот это – потрепанное временем и людьми животное, картина художника", – продолжает коллекционер.

Соостер умер молодым от инфаркта. Если бы это произошло сейчас, Алшибай мог бы его спасти. Есть здесь и картина Владимира Пятницкого: он погиб от наркотиков. За каждым полотном – трагическая судьба. Например, "Монастырь" Игоря Ворошилова. Алшибая нельзя обмануть. Он ставит точный диагноз, как врач и как коллекционер. Анатолий Зверев страдал алкоголизмом. При этом был невероятно талантливым художником. После его смерти Алшибай начал собирать свою коллекцию. "Мне нравится собирать альтернативные произведения, против течения", – добавляет Алшибай.

Первую картину он купил на Измайловском рынке, по тем временам недешево, за шестьдесят рублей. Часто выбор работ удивлял его друзей, но коллекционер всегда верил своему вкусу и интуиции. Некоторые работы он получил в подарок. Алшибай часто использует живопись в своей медицинской практике. Картина "Артефакт" даже подсказала ему ход операции. "Я использую подобные работы, когда внедряю искусственный артефакт в сердце", – отмечает Михаил.

Выступив против соцреализма, художники шестидесятых часто создавали сообщества – своеобразные круги: социальный, мистический, религиозный, но их объединяло одно: неприятие соцреализма и протест против диктата в искусстве.